УДК 74
Троян А.И. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
ШАРТРСКИЙ СОБОР
Автор рассмотрел историю создания Шартрского собора, драматическую судьбу строения, его значение для развития архитектурной творческой мысли.
Он стоит уже 800 лет, будучи свидетельством блестящей инженерной мысли средневековья и показывает миру, чего могла достичь готическая архитектура. Но за этим древним сооружением стоит страшная история о слабости человека, лицемерии, разрушении и насилии, орудиях борьбы между европейскими аристократами и католической церкви.
Июнь 1194 года. Страшная гроза бушует во Франции в городке Шартр. Молния попадает в собор – одно из самых важных церквей христианского мира. Пламя пожирает его деревянную крышу. И перекидывается на соседние дома. Стихия бушует всю ночь. К утру город превратился в дымящиеся руины. Горожане потеряли свои дома и пожитки, но самая большая потеря для них – это собор и священное сокровище, которое хранилось в нем: покров Девы Марии, подаренный городу королем Франции в 876 году. Покров был символом Шартра и стал символом существования города. Испугавшись, что огонь был Божественным наказанием за их грехи, они обращаются к церкви за наставлением. Рэно де Макон, епископ шартрский, занимающий один из самых высоких постов среди духовенства Франции переубеждает их. Он утверждает, что огонь это знак девы Марии о том, что она желает более красивую церковь. Но обещает жителям Шартра что заново отстроит собор. Он клянется, что новый собор будет самым высоким в мире, достаточно высоким, что бы стать мостом между этим миром и другим. Но для выполнения такой задачи потребуется целая армия рабочих. Епископ Рэно разрабатывает хитроумный план, он использует преданность горожан Деве Марии. Духовенство было умным и великолепным режиссером,- считает Профессор Кэролайн Брузэлиус,- Они явно моделировали события, что бы превратить их в фантастические пиар-представления. Хорошим моментом для реализации этого плана становится приезд в Шартр кардинала из Ватикана. Во время проповеди кардинала вдруг возникает епископ Рэно. У него в руках покров Девы Марии. Народ ликует, святая дева не покинула их. Епископ объясняет, что когда пламя охватило собор, монахи схватили реликвию и закрылись в подземном склепе. Спустя 3 дня они чудесным образом появились из их могилы.
Была ли история Рэно правдой или нет, внезапное появление оказалось крайне своевременно. Кардинал называет это чудом и знаком благословения Девой Марией идеей строительства нового собора. Теперь христиане счастливы помочь. Огромные толпы приходят, что бы начать строительство.
Ставки высоки и епископ Рэно знает, что выбор архитектора или главного строителя крайне важен. Всего через несколько месяцев после пожара появляется архитектор, который утверждает, что сможет построить новый собор. До сегодняшнего дня его имя история не сохранила.
Старый собор был длинным и узким, но епископу Рэно обычной формы не достаточно, Он хочет, что бы новый собор был уникальным. Тогда архитектор превращает прямоугольник в крест. Достаточно большой крест, что бы он был виден Богу на небесах. Это амбициозная мечта, но в её основе 3 простые формы. «Строитель использует простые геометрические формы. – утверждает профессор Майкл Девис. - Это круг, квадрат и равносторонний треугольник .В каждом элементе дизайна есть производные от этих 3-х фигур.» Для средневекового человека эти три фигуры выглядели очень гармонично , отражая желание быть наравне с духом Божьим.
Всего через несколько месяцев чертеж архитектора готов. Но ещё осталась одна важная и нерешенная задача. Где взять огромную суму денег на строительство нового собора? «Ничего подобного по стоимости до тех пор не было, - комментирует профессор Дэвид Карпертен из королевского колледжа в Лондоне. - Думаю, в современном эквиваленте это означало миллиард долларов». Что бы собрать такую сумму в Шартре, каждому жителю нужно было сделать вклад в размере 100 тыс. долларов. Они согласились отдать чуть ли не все свои пожитки. Но этого не хватило даже для покрытия части всей суммы, тогда Рэно решил просить деньги по всей Европе. Со временем деньги стали приходить, и этому способствовала история про чудесное спасение покрова Девы Марии. Но далеко не все в городе воодушевлены чудом епископа. Рэно нажил себе врагов в лице одной из самых могущественных аристократических династий всей Франции, которая сделает все возможное, что бы навсегда заморозить строительство нового собора. Годами духовенство Шартра вело ожесточенную борьбу за власть с графиней Блуазской, правящей аристократкой в городе. Она десятилетиями боролась с налогами церкви, собираемыми на её земле. Теперь грандиозный план епископа Рэно должен укрепить власть церкви. В основе противостояния – рента, которую жители платили церкви и аристократии. «Они боролись за юрисдикцию. И у церкви и у аристократии было право собирать подати, и поскольку город разрастался, эти сражения за права и источники дохода становились все важнее»
К 1195 году церковь собрала достаточно денег, что бы начать работу. Основная часть конструкции будет стоять на фундаменте старого собора, Но для каждого из 2-х новых крыльев необходим фундамент. Архитектор подсчитывает, что их глубина должна составлять около 10 метров. Начинается работа над фундаментом, а Рэно ставит перед архитектором почти невыполнимую задачу. Епископ хочет, чтобы собор был наполнен естественным светом. «Главная идея готической архитектуры заключалась в том, что бы впустить в помещение столько света, сколько возможно. -рассказывает профессор Майкл Девис. - Они пытались на земле создать место, которое не было бы земным. Божественный Иерусалим. Такими и должны были быть небеса».
Но архитектор знает, что большие окна могут серьезно ослабить конструкцию. И добиться этого, используя традиционные способы строительства, не получится. Закругленная римская арка в Колизее использовалась для того, что бы распределить вес вокруг окон. Вес распределяется вниз и в стороны и ложится на окружающие стены. Что бы сдержать эту силу нужно много стен и мало окон. Это противоречит идее Рэно. Но есть альтернатива. Это относительно новая технология, которая никогда раньше не использовалась в таких громоздких конструкциях – Стрельчатая арка. В отличие от полукруглой арки, стрельчатая направляет практически весь вес вниз, а не в стороны. Элегантных узких клон вполне достаточно, что бы распределить давление.
Начался процесс возведения стен. Что бы ускорить процесс архитектор приказывает рабочим нарезать камень по нужным размерам прямо на каменоломне, что бы он был легче, и его было быстрее перевозить. И снова простой народ Шартра собирается тысячами, что бы помочь. Архитектор подсчитал, что ему потребуется 500 квалифицированных рабочих, если он хочет закончить проект до конца своей жизни.
По мере роста собора растет власть церкви в Шартре. Яростное противостояние между графиней и епископом обостряется. Вскоре оно охватило весь Шартр.
1197 год. Прошло 2 года строительства и собранные деньги почти иссякли. Рэно знает, что самый простой способ получить деньги поднять церковные налоги в Шартре . Проблема становиться ещё более острой, когда деньги на собор совсем заканчиваются и вся работа может остановиться. Епископ старается найти более изысканный способ найти деньги. Он начинает продавать индульгенции - своеобразный святой страховой полис. Грешники могут купить прощения за уже совершенные грехи, что бы ускорить путь на небеса. Но этого мало, поэтому Рэно все-таки приходится поднять налоги. Строительство возобновляется, но за это приходится платить. Терпение горожан заканчивается, из них высосали все соки. А собор еще далек до завершения. Верность, которой пользовалась церковь, ослабевает.
1209 год. 15 лет строительства. Ситуация ухудшатся, когда епископа отзывают для участия в священной войне ведущейся на юге Франции. В его отсутствие графиня Блуазская хватается за возможность выступить против церкви. Она подогревает недовольство среди горожан.
Осенью 1210 года злость выливается в насилие. Горожане направляются к собору. Они грабят и жгут церковное имущество, и даже нападают на священников. Бунты продолжаются, и в городе раздается вопль: «пожар!!!» Пламя охватывает деревянные постройки. Люди с ужасом наблюдают, как пламя подкрадывается к новому собору. Затем, когда собор уже должен был загореться, огонь внезапно останавливается. Собор спасен, но пожар полностью парализует строительные работы. Епископ Рэно мчится назад с поля боя и лично докладывает королю Франции о бунтах. Король объявляет, что графиня и горожане должны заплатить епископу компенсацию, за подстрекательство к бунту.
1217 год. Прошло 23 года с тех пор, как началась работа. Возведение стен почти закончено, и строители переходят к обсуждению следующего этапа. Крыши и поддерживающие конструкции. Все традиционные формы крыши будут слишком тяжелыми для тонких стен. Поэтому архитектор решает использовать абсолютно новый дизайн - нервюрный свод. Но подобная технология ещё ни разу не использовалась и главный архитектор боится, что вес пойдет не только вниз, но и в стороны. И тогда собор может рухнуть из-за обилия напряжения. Решение становится, возможно, самым изящным, эффективным и революционным признаком готической архитектуры - это контрфорсная арка. Когда крыши и стены закончены внимание строителей возвращается к главной идее епископа Рэно – собору наполненному светом, олицетворяющего божественную сущность. Рэно хочет, что бы окна в Шартрском соборе были самыми потрясающими в мире. Первая задача для стекольщиков сделать разноцветные стекла. Они смешивают пепел с песком и плавят при высокой температуре. Цвета получаются при добавлении окисла металла к расплавленному стеклу. Епископ требует новый цвет, которого никогда ещё не было. Цвет достойный самой Девы Мари. Стекольщики в ответ создают голубой цвет Шартра. Цвет, который высоко цениться за его чистоту. Они договариваются унести его рецепт с собой в могилу. Этот цвет является уникальным отличием Шартрского собора даже сегодня.
Но по мере того как строение собора движется завершению здоровье епископа слабеет. Он пережил потерю первого собора и оберегал новое здание от всех возможных катастроф, постоянная угроза банкротства, враждебной аристократии и повторяющихся местных бутов.
Но в 1217 году, спустя 25 лет после начала строительства, епископ Рэно умирает. Без сильной руки Рэно, которая направляла работу, строительство собора может остановиться. Смерть епископа оставляет город без сильной руки и нерастраченная злость на церковные налоги вновь вспыхивает. Ситуация быстро выходит из под контроля, поднимается волна буйств, доходит до убийств. Достраивать собор будут ещё 5 епископов и 9 архитекторов в течение 40 лет. Но именно из-за этого Шартрский собор и является уникальным. И главным его отличием являются две разные башни, нарушающие симметрию собора. Южная пирамидальная колокольня полностью уцелела при пожаре и была включена в конструкцию в неизменном виде. Второй же башне достался новый, изумительно красивый шатёр, выдержанный в стиле пламенеющей готики.
Наконец, через 66 лет после первого пожара, Шартрский обор может быть открыт.
Паломники со всей Европы приезжают, что бы поучаствовать в праздновании. Когда паломник входит внутрь перед ним оказывается петляющий лабиринт. Его особенностью является то, что размер лабиринта идентичен размеру окну-розе западного фасада. Каждый паломник должен попасть в центр лабиринта, прежде чем попасть в собор. Этот лабиринт символ пути, который человек должен пройти, что бы получить прошение. Сейчас Шартрский собор может похвастаться 172 витражами. Самый большой из них, посвященный деве Марии на западном фасаде. В его основе главный символ девы – роза.
Освещение Шартрского собора происходит 24 октября 1260 года. Собор открывает сам король Франции. Звонят колокола, и пышная процессия во главе с Людовиком IX шествует через Шартр. Не смотря на 10-тилетия борьбы и насилия, жители Шартра получили собор, которым могут гордиться, они построили то, что считалось не возможным, создали неповторимый инженерный шедевр.
Секция "Промышленный дизайн". Троян А.И. (г. Тула)
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 315
- Joined: 11 Mar 2013, 11:00