УДК 74
Морозова Л.А., Баженова Т.Ю. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Рассмотрены методические основы оптимизации процесса обучения рисунку по специальности «Дизайн» дистанционной формы образования. Основное внимание авторы акцентируют на взаимосвязи подачи учебного материала по общепрофессиональным дисциплинам и формированием профессионально значимых навыков на основе личностно-ориентированного подхода.
Ключевые слова: дистанционное образование, личностно-ориентированный подход, рисунок, графические средства
В настоящее время дизайн как сфера профессиональной деятельности приобретает все более многоплановый, синтетический характер. Дизайн-проектирование включает в себя технологии, требующие освоения существенной массы профессиональной информации, владения психологическими приемами взаимодействия с заказчиком, целостного анализа проектной ситуации. Поэтому одной из главных задач развития дизайн-образования в системе высшего профессионального образования становится подготовка специалистов принципиально нового свойства. «Высшая школа должна готовить высококлассных специалистов, способных концептуально мыслить, достойно решать проектные задачи различного уровня, осмысливать профессиональные и жизненные ситуации» [3].
Переход к информационному обществу подводит к осознанию того факта, что развитие коммуникативных и внутренних способностей индивида лежат в основе его успешного вхождения и функционированияв обществе, достойного взаимодействия с внешним миром, способствует формированию гармонически развитой личности. В этой связи уровень образования является залогом согласованности ценностных ориентиров отдельного человека и общества, что, в свою очередь, послужит механизмом торможения кризисных явлений, связанных с утратой гуманистических идеалов в XX веке и нарастания этого процесса в XXI веке.
В данном контексте происходит переосмысление роли образования в современном обществе, повышается его социальная функция, усиливается влияние на перспективы цивилизационного развития. Поэтому актуальными становятся вопросы «реализации современных подходов к процессу обучения в высшей школе» [9].
Если до недавнего времени образование рассматривалось как «результат усвоения систематизированных знаний»,[9] то в настоящем образовательный процесс строится на основе синтеза знаний в рамках эвристических и исследовательских методов, что позволяет не накапливать объем энциклопедических знаний, а находить пути поиска информации для решения конкретной задачи. Подобная учебная деятельность реализуется через проектный подход в дизайн-образовании.
Существенной проблемой современности является доступность качественного высшего образования. Система дистанционного обучения дает возможность получения первого, а также второго высшего образования на более демократичных и комфортных условиях, при этом выдерживая высокий уровень предоставляемых образовательных услуг.«В течение последних трёх десятилетий ДО стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира. Возникла и бурно развивается целая индустрия образовательных услуг, объединяемых общим названием "дистанционное образование", впечатляющая огромным числом обучающихся…» [9].
В Тульском государственном университететакже развивается дистанционное образование в рамках Интернет-института ТулГУ. «Основная цель Интернет-института ТулГУ состоит в формировании и поддержке в Тульском регионе образования с использованием инновационных методов для наиболее полного удовлетворения потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием, распространения знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.» [8]
Специфика обучения в Интернет-институте ТулГУ по специальности «Дизайн» заключается в тесной связи деятельности большинства студентов с практикой в области дизайна. На сегодняшний день российский рынок требует конкурентоспособных, социально-активных, профессионально мобильных, стрессоустойчивых специалистов, готовых к смелым проектным решениям, умеющих ориентироваться в информационных потоках, «решать концептуальные задачи.» [3]Поэтому актуальной становится проблема оптимизации учебного процесса, мотивации студентов к плодотворной творческой деятельности, выявлении взаимосвязи академических дисциплин с практикой дизайн-проектирования.
Существенную роль в дизайн-образовании играет рисунок. Его рассматривают как академическую подготовку, так и в контексте специального дизайнерского рисунка. Основной задачей обучения дисциплине «Рисунок» по специальности «Дизайн» формирование навыков грамотного изображения окружающей действительности графическими средствами. Реализация этой задачи базируется на трех основах: аналитический рисунок, академический рисунок и дизайнерский рисунок.
Аналитический рисунок и приучает видеть в окружающем многообразии геометрическую первооснову, прозрачность конструкции, объемность отдельных предметов. Академический рисунок формирует культуру гипсов, учит «классически строгими представлениями о гармонии», тщательно разработанным тональным отношениям. Дизайнерский рисунок позволяет овладеть различными графическими техниками, фиксировать развитие проектного замысла, выявить особенности пластических мотивов субъективными чертами авторского почерка.
Обучение рисунку в рамках дистанционного образования имеет свои особенности. Рисунок как дисциплина общепрофессиональной подготовки носит практический характер, поэтому в учебном плане Интерет-института ТулГУ по направлению «Дизайн» предусмотрены контактные занятия с преподавателем. Главной задачей освоения учебного материала на занятиях является овладение методами изобразительного языка рисунка, приобретение навыков изображения объектов предметного мира, пространства и человеческой фигуры. Особенностью проведения таких занятий является методическая адаптация учебного материала к студенческой аудитории. Особенностью студентов, обучающихся дизайну дистанционно, является то, что каждый имеет индивидуальный учебный план. Поэтому фронтальная, групповая или коллективная форма работы с данной студенческой аудиторией не приемлема.
Актуальность приобретает разработка специальной технологии обучения для данного контингента студентов. Существенной проблемой в этой связи становится повышение эффективности освоения учебного материала. Одним из способов реализации эффективной педагогической технологии может стать методика, включающая расширенное использование специального дизайнерского рисунка, основанная на личностно-ориентированном подходе.
Личностно-ориентированный подход затрагивает все вопросы учебного процесса (вопросы образования и вопросы воспитания). Фундаментом функционирования этого подхода является субъектно-субъектное взаимодействие преподавателя и студента, что способствует созданию благоприятной образовательной среды, и делает личностно-ориентированный подход актуальной стратегией инновационных образовательных технологий в сфере дистанционного образования.
Как система личностно-ориентированный подход представляет собой совокупность понятий, идей и способов действий, «обеспечивающие процессы самопознания, самостроительства и самореализации возможностей» [3], направленных на развитие творческой индивидуальности.
Основной принцип, на котором базируется личностно-ориентированный подход – это принцип гуманизации, который заключается в следующем:
- гуманное отношение к личности, уважение ее прав и свобод;
- предъявление посильных и разумно сформулированных требований;
- признание прав личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по гуманитарным или религиозным причинам противоречат ее убеждениям.
Приемы в личностно-ориентированном подходе призваны расширить индивидуальные способности и развить практические навыки владения художественным мастерством. Они заключаются в:
- использование личного опыта;
-стимулирование к самостоятельному решению проблемы путем предоставления свободы выбора в рамках методики поиска наиболее успешного продвижения к конечному результату;
-моделирование процесса самоактуализации личности, настроенности на творческий успех через создание ситуаций поэтапных открытий в системе творческих заданий.
Таким образом, основная цель применения данного подхода заключается в преодолении пассивной позиции обучающихся и возможности открывать себя «как носителя активного преобразующего начала».[3]
Это положение приобретает особую актуальность в связи с тем, что в современном дизайн-образовании рисунок рассматривается не только как учебная дисциплина, но и как графическое средство проектирования, а также средство быстрой фиксации проектной идеи.
На занятиях по дисциплине «Рисунок» в Интернет-институте ТулГУ существенное внимание уделяется работе над графической техникой в мягком материале (сепия, сангина, уголь, соус).Главной задачей данных упражнений является обучение использованию разнообразных проектно-графическим приемам и изобразительным средствам проектной графики в форме работ различной степени длительности.
Развитию методики ведения этих работ способствует осознание той ситуации, что студент после окончания обучения должен самостоятельно выполнять композиционно-структурные изображения проектируемых объектов. Более того, композиционные приемы, реализуемые в подобных заданиях способствуют не только повышению уровня владения графическими техниками, но и формированию так называемого композиционного видения. Это приводит к развитию художественных способностей и творческой индивидуальности студентов, а также осуществляет связь художественной теории с дизайн-практикой.
Для оптимизации процесса обучения рисунку по дистанционной форме образования имеет смысл широко использовать на занятиях краткосрочные задания, каждое из них – это сознательно создаваемая проблемная ситуация, имеющая четкие целевые установки, ориентированные на развитие композиционно-абстрактного мышления, что является неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции дизайнера.
Более того, существует необходимость разработки системы заданий различной степени сложности с различными целевыми установками для удовлетворения условий индивидуальной работы со студентами на основе личностно-ориентированного подхода. Ниже приведены примеры таких заданий.
Задание 1. Зарисовки натюрморта из однородных по форме и фактуре предметов.
Цель: выполнить линейные зарисовки ритмических композиций в различных графических техниках.
Задачи:
1. Композиционная организация формата с определением ритмических структур повторяющихся элементов.
2. Выявление пластических особенностей натуры при помощи линий различной силы напряжения, выполненных в техниках тушь, перо, соус, сангина, уголь.
Данное задание рассчитано на освоение приемов работы линией в различных графических техниках. Для этого выбрана натура, состоящая из однородных предметов. Данная установка снижает время на построение композиции, чтобы все внимание было сосредоточено на тренировке графических навыков. Как известно в графике линия является одним из основных изобразительных средств, поэтому освоение приемов линеарного изображения является важным этапом формирования профессиональных качеств в дизайне (рис. 1, 2).
Задание 2. Композиция из параболических форм с использованием архитектурного прототипа тел.
Цель: создать формальную композицию с выявлением роли внешнего и внутреннего пространства.
Задачи:
1. Композиционная организация формата с учетом условного пространства листа.
2. Выявление конструктивно-пластической структуры композиции.
3. Разработка пространственной концепции через графические средства художественной выразительности.
В этом задании важным является отображение в графике новой пространственной концепции, занимающей умы философов (М.Хайдеггер) и художников (Наум Габо и Антон Певзнер). Как отмечает М. Хайдеггер: «Пространство, внутри которого находится скульптурное тело как определенный наличный объект, пространство, замкнутое объемами фигуры, пространство, остающееся как пустота между объемами, - не оказываются ли эти три пространства в единстве их взаимодействия всегда лишь разновидностями единого физически-технического пространства, пусть даже вычисляющие измерения и не смеют посягнуть на художественное образотворчество?» [6]. Данная концепция направила рационально-аналитическое начало в искусстве на путь интенсивного слияния техники и искусства, что, в свою очередь, повлияло на становление современного дизайна (рис. 3, 4).
Таким образом, профессионализм специалистов в области дизайна зависит от системности и научности подаваемого учебного материала, а также видимой связи художественной теории с дизайн-практикой. Этим условиям в полной мере удовлетворяет дистанционное образование в дизайне. Как наиболее мобильная форма организации учебного процесса она включает в себя методически выверенные системы заданий, позволяющие заложить не только основы профессионального мастерства, но и обеспечивает условия для формирования мировоззрения творческой индивидуальности с активной жизненной позицией. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит дисциплинам общепрофессиональной подготовки и, в частности, «Рисунку», который выступает как основа для формирования общекультурного уровня студента и как средство реализации проектной идеи.
Библиографический список
1. Аксенов Ю.Г. Цвет и линия: практ. руководство по рис. и живописи / Ю.Г. Аксенов М.М. Левидова. - 2- е изд., испр. и доп. — М.: Сов. художник,1986. — 255с.
2. Всё о технике: Рисунок: ил. М.: АРТ-Родник , 2000 - 143с.
3. Зорина А. Ю., Быстрова Т. Ю. Модель взаимодействия профессиональных компетенций в дизайн-образовании: на примере дисциплины «Рисунок», Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2011
4. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для вузов (Высшее профессиональное образование) 232с. М. : Академия 2004
5. Тихонов С.В. Рисунок: учеб.пособие для вузов. (Специальность "Архитектура") Репринт.изд., M.: Архитектура-С, 2003 – 296 с.
6. Хайдеггер М. Искусство и пространство. http://filosof.historic.ru
7. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Издательство: Мысль, 1993 - 769с
8. Положение о структурном подразделении "Интернет-институт ТулГУ"
9. Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001 - 224 с.
Секция "Графический дизайн". Морозова Л.А., Баженова Т.Ю.
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 315
- Joined: 11 Mar 2013, 11:00