Секция "Промышленный дизайн". Петрова Ю.А. (г. Тула)
Posted: 22 Apr 2013, 08:36
УДК 378.14 УДК 74
Петрова Ю.А. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
ЧЕЛОВЕК В СТАРОЙ СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ
Представлены размышления о жизни и сложном творческом пути великого голландского художника Ван Гога.
Ах, дорогие мои друзья, хоть мы и свихнувшиеся,
а всё- таки умеем видеть, верно?
(Винсент Вильям Ван Гог)
Вы слышали о Человеке в старой соломенной шляпе? Он родился в Голландии - стране тюльпанов, курительных трубок, ветряных мельниц и золотого солнца. Случилось это 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндер, что в провинции Северный Брабант, недалеко от бельгийской границы. В наследство от деда, протестантского священника, ему достались волосы цвета солнца и имя - Винсент.
По странному стечению обстоятельств, Винсент, который был вторым ребёнком в семье, родился день в день, ровно через год после появления на свет мертворожденного старшего брата. Брата, которого крестили тем же именем, что и его самого, брата, могила которого находилось недалеко от двери церкви, в которую Винсенту приходилось входить каждое утро.
Тогда он ещё не был Человеком в соломенной шляпе. Он был просто Винсентом. Винсентом, который, как он сам считал, случайно занял чьё-то место в этой жизни. Он был тихим, задумчивым ребёнком, любившим бродить по округе в одиночестве и не имеющим особых способностей ни к одной профессии.
Его отец, Теодор Ван Гог, был крайне обеспокоен поведением своего сына, но Винсент лишь пожимал плечами и говорил: "Работать? Да, работать надо. Труд - необходимое условие человеческого бытия".
Но отцу не нравился такой подход сына к жизни, и он устроил его на работу к своему брату - гаагскому торговцу картинами. Так Винсент стал продавцом картин, и, вскоре, за хорошую работу его перевели с повышением в лондонский филиал компании.
Винсенту нравился Лондон, нравилось бродить по его улицам, посещая музеи, галереи, антикварные магазины. Он пытался рисовать и сам, но каждый раз, разглядывая новый рисунок, недовольно хмыкал и откладывал его в сторону.
Он снимал квартиру у вдовы священника, вместе с которой жила её дочь Урсула. Это был май 1873 года. Весенний Лондон, цветущий и благоухающий, словно райский сад. Винсенту было всего 20 лет, и, кажется, он был влюблён первый раз в своей жизни.
Но девушка лишь забавлялась с молодым человеком, и вот уже она даёт отказ на предложение Винсента стать его женой, и он, разбитый и подавленный, не желающий больше ни жить, ни работать, пишет своему младшему брату Тео: "Я не одинок, потому что со мной Господь. Я хочу быть священником, подобно моему отцу и деду".
Винсенту двадцать пять. Он с трудом подавляет в себе безумное желание рисовать и уезжает в Амстердам, в шахтёрский район Боринаж, где собирается твёрдо следовать своему решению стать священником и читать проповеди шахтёрам. Он пытается помочь тем, кто попал под завалы, беседует с их близкими, рвёт на лоскуты свои последние рубашки, чтобы обеспечить раненных бинтами. Ему, человеку, имеющему абсолютно смутное представление о медицине, удаётся возвращать к жизни, казалось бы уже обречённых на смерть людей, но...
Его дело не приносит дохода. Деньги заканчиваются, а его отец, протестантский пастор, человек, наставляющий страждущих на путь Господень, отказывается высылать ему ещё, и лишь Тео, втайне от родных, продолжает высылать брату средства от имени отца...
Винсент искренне верит в своё предназначение, он живёт как настоящий монах. Он голодает, ходит в обносках, спит на полу в каменной лачуге и молится. Молится так истово, что Церковь однажды снимает его с должности светского проповедника. Но он упрямо продолжает своё дело, пока однажды не напишет Тео:
"Я, кажется, нашёл Бога. Бог есть во всём, кроме Церкви", - улыбнётся и наденет на голову соломенную шляпу.
1880 год. Человек в соломенной шляпе поступает в Академию художеств в Брюсселе, тут же её бросает, занимается самообразованием, потом возвращается в Голландию, где под руководством Антона Мауфе продолжает своё обучение.
Человек в соломенной шляпе пишет: " Искусство есть нечто такое, что создаётся не только человеческими руками, но и ещё чем-то, что бьёт ключом из источника, скрытого у нас в душе". Кажется, что в душе у него кусочек солнца. Оно сверкает в его волосах, пылает огнём на его картинах, бьётся в его сердце, течёт по его венам, причиняя, порой, невыносимую боль. Упрямый, гордый, увлекаемый страстью, исполненный бурь и порывов, Человек в соломенной шляпе сгорает в этом своём внутреннем солнце, словно в пламени костра.
Увлечение живописью разжигает этот костёр ещё сильнее. Человек в соломенной шляпе становится безумным, неделями живёт на табаке и кофе, неистово работает. Он ищет. Ищет Бога: " Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров, - пишет он Тео, - и там окажется Бог".
Со временем, он начинает всё больше и больше разочаровываться в людях. Этому послужила и новая неразделённая любовь к кузине Кее, ради которой он держал руку над пламенем свечи, едва не потеряв сознание от боли, и ненависть окружающих его людей. Люди слишком бояться. Они бояться всего: совершить ошибку, быть осмеянными, быть униженными, умереть... Они так боятся умереть, что, кажется, и вовсе не живут.
"Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным", - считает Человек в соломенной шляпе. А смерти он не боится, нет. Для этого он слишком часто умирал.
Зимой 1882 года Человек в соломенной шляпе сбегает в Гаагу, где встречает проститутку Кристину Марию Хоороник, по прозвищу Син, беременную алкоголичку с маленьким ребёнком на руках. Находясь в апогее своего презрения к обществу и существующим приличиям, он начинает жить вместе с ней и даже собирается жениться. Но через год их пути расходятся и, страдая от горя одиночества, Человек в соломенной шляпе возвращается в Париж.
Здесь он знакомится со своими кумирами: Моне, Дега, Писсарро. Он, словно губка, упивается ими, оставаясь при этом весьма скромного мнения о своих собственных работах. Впоследствии он напишет, что " чем больше общаешься с художниками, тем слабее становишься сам как художник". И в 1888 году уезжает в Арль.
Человек в старой соломенной шляпе создаёт здесь свои лучшие работы. Он бросает вызов ветру, который опрокидывает мольберт и поднимает песок, для ночных сеансов он укрепляет свечи на шляпе и мольберте и обнаруживает, насколько яркой и чарующей может быть ночь. А в конце сентября в Арль приезжает Поль Гоген, приняв предложение разместиться в Жёлтом домике.
Их столкновение начинается практически сразу. Это драматическое столкновение двух людей, которых разделяло всё, которые были полярны в своём искусстве настолько, насколько это вообще было возможно. Уверенный, педантичный Гоген не может мирно сосуществовать с беспокойным, несобранным Человеком в старой соломенный шляпе. И в канун Рождества, после очередной сильной ссоры, Человек в старой соломенной шляпе, впав в неистовство, отрезает себе мочку уха.
Отдавая себе отчёт в опасности своего психологического расстройства, художник решает сделать всё, чтобы вылечиться и добровольно ложится в специализированную лечебницу Святого Павла Мавзолийского. Здесь ему предоставлена некоторая свобода, и он даже имеет возможность писать под надзором персонала. Так рождаются его фантастические шедевры, наполненные глубиной и динамикой. Но Человек в старой соломенной шляпе уже чувствует дыхание смерти за своей спиной.
Приступы учащаются, его охватывает страх за своих близких. Он понимает, что устал бороться. Смертельно устал. Его внутреннее солнце раскалилось до предела. Это самая высшая точка его творчества и его жизни.
Человек в старой соломенной шляпе пишет свою последнюю картину. Потом выходит в поле, стреляет себе в живот и возвращается домой, где умирает в своей постели, не проронив ни слова.
Так окончил свою жизнь "рыжий безумец", один из величайших художников в истории, ведущий представитель постимпрессионизма и экспрессионизма - Винсент Вильям Ван Гог, Человек в старой соломенной шляпе.
Петрова Ю.А. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
ЧЕЛОВЕК В СТАРОЙ СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ
Представлены размышления о жизни и сложном творческом пути великого голландского художника Ван Гога.
Ах, дорогие мои друзья, хоть мы и свихнувшиеся,
а всё- таки умеем видеть, верно?
(Винсент Вильям Ван Гог)
Вы слышали о Человеке в старой соломенной шляпе? Он родился в Голландии - стране тюльпанов, курительных трубок, ветряных мельниц и золотого солнца. Случилось это 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндер, что в провинции Северный Брабант, недалеко от бельгийской границы. В наследство от деда, протестантского священника, ему достались волосы цвета солнца и имя - Винсент.
По странному стечению обстоятельств, Винсент, который был вторым ребёнком в семье, родился день в день, ровно через год после появления на свет мертворожденного старшего брата. Брата, которого крестили тем же именем, что и его самого, брата, могила которого находилось недалеко от двери церкви, в которую Винсенту приходилось входить каждое утро.
Тогда он ещё не был Человеком в соломенной шляпе. Он был просто Винсентом. Винсентом, который, как он сам считал, случайно занял чьё-то место в этой жизни. Он был тихим, задумчивым ребёнком, любившим бродить по округе в одиночестве и не имеющим особых способностей ни к одной профессии.
Его отец, Теодор Ван Гог, был крайне обеспокоен поведением своего сына, но Винсент лишь пожимал плечами и говорил: "Работать? Да, работать надо. Труд - необходимое условие человеческого бытия".
Но отцу не нравился такой подход сына к жизни, и он устроил его на работу к своему брату - гаагскому торговцу картинами. Так Винсент стал продавцом картин, и, вскоре, за хорошую работу его перевели с повышением в лондонский филиал компании.
Винсенту нравился Лондон, нравилось бродить по его улицам, посещая музеи, галереи, антикварные магазины. Он пытался рисовать и сам, но каждый раз, разглядывая новый рисунок, недовольно хмыкал и откладывал его в сторону.
Он снимал квартиру у вдовы священника, вместе с которой жила её дочь Урсула. Это был май 1873 года. Весенний Лондон, цветущий и благоухающий, словно райский сад. Винсенту было всего 20 лет, и, кажется, он был влюблён первый раз в своей жизни.
Но девушка лишь забавлялась с молодым человеком, и вот уже она даёт отказ на предложение Винсента стать его женой, и он, разбитый и подавленный, не желающий больше ни жить, ни работать, пишет своему младшему брату Тео: "Я не одинок, потому что со мной Господь. Я хочу быть священником, подобно моему отцу и деду".
Винсенту двадцать пять. Он с трудом подавляет в себе безумное желание рисовать и уезжает в Амстердам, в шахтёрский район Боринаж, где собирается твёрдо следовать своему решению стать священником и читать проповеди шахтёрам. Он пытается помочь тем, кто попал под завалы, беседует с их близкими, рвёт на лоскуты свои последние рубашки, чтобы обеспечить раненных бинтами. Ему, человеку, имеющему абсолютно смутное представление о медицине, удаётся возвращать к жизни, казалось бы уже обречённых на смерть людей, но...
Его дело не приносит дохода. Деньги заканчиваются, а его отец, протестантский пастор, человек, наставляющий страждущих на путь Господень, отказывается высылать ему ещё, и лишь Тео, втайне от родных, продолжает высылать брату средства от имени отца...
Винсент искренне верит в своё предназначение, он живёт как настоящий монах. Он голодает, ходит в обносках, спит на полу в каменной лачуге и молится. Молится так истово, что Церковь однажды снимает его с должности светского проповедника. Но он упрямо продолжает своё дело, пока однажды не напишет Тео:
"Я, кажется, нашёл Бога. Бог есть во всём, кроме Церкви", - улыбнётся и наденет на голову соломенную шляпу.
1880 год. Человек в соломенной шляпе поступает в Академию художеств в Брюсселе, тут же её бросает, занимается самообразованием, потом возвращается в Голландию, где под руководством Антона Мауфе продолжает своё обучение.
Человек в соломенной шляпе пишет: " Искусство есть нечто такое, что создаётся не только человеческими руками, но и ещё чем-то, что бьёт ключом из источника, скрытого у нас в душе". Кажется, что в душе у него кусочек солнца. Оно сверкает в его волосах, пылает огнём на его картинах, бьётся в его сердце, течёт по его венам, причиняя, порой, невыносимую боль. Упрямый, гордый, увлекаемый страстью, исполненный бурь и порывов, Человек в соломенной шляпе сгорает в этом своём внутреннем солнце, словно в пламени костра.
Увлечение живописью разжигает этот костёр ещё сильнее. Человек в соломенной шляпе становится безумным, неделями живёт на табаке и кофе, неистово работает. Он ищет. Ищет Бога: " Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров, - пишет он Тео, - и там окажется Бог".
Со временем, он начинает всё больше и больше разочаровываться в людях. Этому послужила и новая неразделённая любовь к кузине Кее, ради которой он держал руку над пламенем свечи, едва не потеряв сознание от боли, и ненависть окружающих его людей. Люди слишком бояться. Они бояться всего: совершить ошибку, быть осмеянными, быть униженными, умереть... Они так боятся умереть, что, кажется, и вовсе не живут.
"Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным", - считает Человек в соломенной шляпе. А смерти он не боится, нет. Для этого он слишком часто умирал.
Зимой 1882 года Человек в соломенной шляпе сбегает в Гаагу, где встречает проститутку Кристину Марию Хоороник, по прозвищу Син, беременную алкоголичку с маленьким ребёнком на руках. Находясь в апогее своего презрения к обществу и существующим приличиям, он начинает жить вместе с ней и даже собирается жениться. Но через год их пути расходятся и, страдая от горя одиночества, Человек в соломенной шляпе возвращается в Париж.
Здесь он знакомится со своими кумирами: Моне, Дега, Писсарро. Он, словно губка, упивается ими, оставаясь при этом весьма скромного мнения о своих собственных работах. Впоследствии он напишет, что " чем больше общаешься с художниками, тем слабее становишься сам как художник". И в 1888 году уезжает в Арль.
Человек в старой соломенной шляпе создаёт здесь свои лучшие работы. Он бросает вызов ветру, который опрокидывает мольберт и поднимает песок, для ночных сеансов он укрепляет свечи на шляпе и мольберте и обнаруживает, насколько яркой и чарующей может быть ночь. А в конце сентября в Арль приезжает Поль Гоген, приняв предложение разместиться в Жёлтом домике.
Их столкновение начинается практически сразу. Это драматическое столкновение двух людей, которых разделяло всё, которые были полярны в своём искусстве настолько, насколько это вообще было возможно. Уверенный, педантичный Гоген не может мирно сосуществовать с беспокойным, несобранным Человеком в старой соломенный шляпе. И в канун Рождества, после очередной сильной ссоры, Человек в старой соломенной шляпе, впав в неистовство, отрезает себе мочку уха.
Отдавая себе отчёт в опасности своего психологического расстройства, художник решает сделать всё, чтобы вылечиться и добровольно ложится в специализированную лечебницу Святого Павла Мавзолийского. Здесь ему предоставлена некоторая свобода, и он даже имеет возможность писать под надзором персонала. Так рождаются его фантастические шедевры, наполненные глубиной и динамикой. Но Человек в старой соломенной шляпе уже чувствует дыхание смерти за своей спиной.
Приступы учащаются, его охватывает страх за своих близких. Он понимает, что устал бороться. Смертельно устал. Его внутреннее солнце раскалилось до предела. Это самая высшая точка его творчества и его жизни.
Человек в старой соломенной шляпе пишет свою последнюю картину. Потом выходит в поле, стреляет себе в живот и возвращается домой, где умирает в своей постели, не проронив ни слова.
Так окончил свою жизнь "рыжий безумец", один из величайших художников в истории, ведущий представитель постимпрессионизма и экспрессионизма - Винсент Вильям Ван Гог, Человек в старой соломенной шляпе.