Page 1 of 1

Секция "Графический дизайн". Друми А.И. (ПМР)

Posted: 26 Apr 2013, 13:24
by Королева С.В.
УДК 74
Друми А. И. (Приднестровская Молдавская Республика, г.Бендеры – Россия, г. Тула)

ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ КНИГИ «УЗЕЛКИ МУДРОСТИ» Н.В.ЛОЗОВСКОЙ

Рассмотрен опыт иллюстрирования детской книги, роль книжной графики в воспитании эстетических и нравственных воззрений детей.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения особая роль принадлежит иллюстрации. Творчество мастеров книжной графики с самого раннего возраста учит детей воспринимать яркость цветовых образов, осознавать содержание рисунка, знакомит с выразительными средствами книжной графики. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус.
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами. Осознавая ответственность и понимая, какое влияние книжная графика оказывает на становление и развитие психики ребенка, я решила проиллюстрировать книгу.
Интерес к книжной иллюстрации у меня появился достаточно рано. Я всегда с большой радостью и вниманием рассматривала иллюстрации, так как с детства очень любила читать и рисовать. Позже этот интерес к книжной иллюстрации еще более вырос и воплотился в дипломной работе. Книга «Узелки мудрости», которую я решила оформить – это конкретный заказ, пожелание автора. Писательница Наталья Вячеславовна Лозовская родилась и выросла в Бендерах. В настоящее время проживает в Тульской области и продолжает писать книги для детей.
Книга «Узелки мудрости» рассчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для совместного чтения её с родителями. Писатель легко и образно, доступно для детского понимания, раскрывает сущность мнимой и подлинной мудрости на примере главной героини - Гусенички, которая является прототипом ребенка. В жизни героя будет поставлен точно такой же выбор: лениться или трудиться, учиться или бездельничать, помогать ближним или нет… В сказке Гусеничка на своем пути встречает разных насекомых: Трутня, Пчелку, Муравья, Стрекозу, Моль, Паука, Кузнечика, Божью Коровку и других. В сложных перипетиях жизни Гусеничка учится отличать добро от зла. Что есть добро? Как отличить его от зла? Как научиться жить по правде? Во всём этом ей помогает разобраться клубочек и Зеленая книга, напрямую связанная с Библейскими притчами. Не только дети, но и взрослые смогут найти ответы на эти вопросы в "Узелках мудрости". Помните, что "мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею" (Библия, Прит. 8:10).
Проиллюстрировать книгу «Узелки мудрости» Наталья Вячеславовна Лозовская предложила мне еще в 2008 году. Мне понравилась тема и идея книги. Поэтому я сразу начала собирать материал, делая зарисовки с натуры разных насекомых. Сначала иллюстрации планировалось сделать черно-белыми в виде раскраcок. Начинала работу с небольших эскизов, где с помощью геометрических фигур искала месторасположение героев. Стремилась передать характер каждого героя. Гусеничка, которая появилась на свет с большими наивными глазами, с каждой иллюстрацией должна была «мудреть», ее взгляд должен был меняться по ходу того, как она обретала знания. Работая над иллюстрациями, я увлеклась и сделала их цветными. К этому времени с рисунком все вопросы прояснились. А вот при работе с цветом возникли некоторые трудности. Хотя относительно героев не было никаких замечаний, окружающая среда была загружена в ущерб персонажам. Пришлось отказаться от насыщенного синего неба, заменив его на более теплые цвета. Начиная с четвертой иллюстрации появляется рамочка, которая в разных местах перемежается растениями и цветами, где-то поверх нее, а где-то под ней, что придает пластичность изображению.
Все насекомые – герои рисунков - «одеты» как люди, в человеческую одежду. Тем самым я хотела сказать, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Я постаралась сделать рисунки красочными, декоративными, насыщенными по содержанию. Работу выполняла акварелью, которую клала тонким прозрачным слоем, с доработкой цветными карандашами, пером и тушью. Рисовала на акварельной бумаге. Старалась выбирать для своих иллюстраций наиболее острые, драматические и комические сюжеты, чтобы раскрыть перед ребенком самую суть произведения. Я сказку рассказала, рисуя.
Заставка - как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги, представляет собой яркое красочное изображение размером 165*116 мм. За основу взято стилизованное изображение главной героини - Гусенички, c удивленными большими изумрудными глазами,расположенное в центре заставки.
Иллюстрация 1. Гусеница лежит в гамаке, сделанном из листика темно-зеленого цвета, в окружении цветов, листочков, росинок и одуванчиков и сладко бездельничает. В верхней части листа на фоне теплого неба я изобразила Пчелку. В иллюстрации преобладает желтый и зеленый цвет. Фон иллюстрации желтый, на передний план вынесла цветы.
Иллюстрация 2. В центре композиции находится Стрекоза – высокомерная красавица с «великолепными» крылышками и Гусеничка со слезами на щеках. Событие разворачивается на фоне сочной травы, по краям разместились цветные пушистые одуванчики.
Иллюстрация 3. На этот раз клубочек приводит Гусеничку в военный лагерь саранчи. Иллюстрация построена на контрасте цветов: красная земляника, зеленые листья, желтая тропинка, сиреневатые начищенные сапоги Солдата активно читаются на фоне зелени. Вдали виднеются палатки из светло-салатовой осоки.
Иллюстрация 4. На этой иллюстрации можно увидеть Гусеничку на деревянном мостике, в окружении злых Ос. Под мостиком протекает ручей, на заднем плане виднеется силуэт ели. В иллюстрации преобладают синие, желтые и зеленые цвета.
Концовка – Мечта Гусенички сбывается, она превращается в прекрасную Бабочку с большими красно-желтыми крылышками. Фон иллюстрации светло-зеленый, рамочку обвивают нежно-розовые цветы.
Детская художественная иллюстрированная книга по сути является синтезом искусства и средством эстетического воспитания юного читателя. Задача иллюстратора состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание литературы средствами и приемами графики. Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и художественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики, служа извечным способом творческого общения художника с ребенком, его художественного познания, непосредственного отклика ребенка на окружающий его мир. Велика роль книжной иллюстрации в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. Для растущего сознания особенно важно разнообразие не только тем, но и образных решений, и не только методом иллюстрирования, но и стилем рисунка. Чем больше пищи для ума, возможностей для сопоставления, размышлений, выводов, тем быстрее идет развитие ребенка - умственное, нравственное, эстетическое. Актуальность данной исследовательской работы определяется местом и ролью иллюстрированной книги в психологическом развитии их эстетического восприятия.

Re: Секция "Графический дизайн". Друми А.И. (ПМР)

Posted: 16 May 2013, 23:06
by Слипчишин Лидия
Очень понравилось стилевое решение рисунков. От них веет очарованием. Получился кокетливій образ сороканожки.