Секция "Дизайн костюма".Чуприна Н.В. (г.Киев)

II Международная заочная научно-практическая интернет-конференция

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Секция "Дизайн костюма".Чуприна Н.В. (г.Киев)

Post by Королева С.В. »

УДК 7.012:001.891
Чуприна Н.В., к.т.н., доцент (Украина, г. Киев, Киевский национальный университет технологий и дизайна)

ФУНКЦИИ МОДЫ И МОДНОГО КОСТЮМА КАК КАТЕГОРИИ ИНДУСТРИИ МОДЫ

FUNCTION OF FASHION AND COSTUME FASHION FASHION INDUSTRY AS A CATEGORY

Рассмотрены функции моды как социального явления, в контексте развития индустрии моды как концепции развития современного «общества потребления». Выявлены основные принципы взаимовлияния создания модных стандартов (функций моды) и модных объектов (модного костюма) в дизайнерской деятельности.
Ключевые слова: дизайн костюма, функции моды, категории индустрии моды

The functions of fashion as a social phenomenon in the context of the development of the fashion industry as the development of the modern concept of "consumer society." The basic principles of mutual creation of fashionable standards (function modes) and fashion objects (fashion costume) in the design activity.
Keywords: costume design, fashion features, the categories of the fashion industry

В наше время все быстро изменяется: появляются новые технологии и мате-риалы, возникают новые формы общения и философия жизни. Формируется и другой взгляд на моду, стиль и на одежду вообще. Современный человек предъ-являет к костюму разнообразные требования, хочет, чтобы он отличался настоя-щей красотой и высокой степенью удобства. В связи с этим важную роль в по-вышении качеств продуктов индустрии моды играет эстетичный фактор. По-скольку костюм и человек неразделимы, костюм должен быть жизнеспособ-ным, то есть практическим, красивым, элегантным. Эти качества закладываются творцом уже в его первичный замысел и доводятся до совершенства во время ма-териализации костюма как модного продукта и распространения его эстетики как модного стандарта в обществе.
Невозможно переоценить значение моды, ведь она отражает весь стиль жизни социума, все, без исключения члены которого обязаны подчиняться ее диктату. Многие делают это добровольно и с энтузиазмом, другие же обреченно или бездумно, но, в любом случае, людей, не подверженных влиянию моды, не суще-ствует. Те, кто считают себя независимыми от условностей моды, в дейст-вительности просто старомодны, то есть их одежда отвечает модным канонам прошлых лет. Неразумно вести бескомпромиссную борьбу с тенденциями моды, но также неразумной является и другая крайность - слепое наследова-ние модным образцам.
Рождаются ли идеи нового модного костюма в мастерских гениальных и не-повторимых модельеров – творцов известных Домов моды или их формирует уличное бытие, процесс создания моды, который составляет часть материальной культуры современного общества и отображает мировоззренческие и эстетичные взгляды потребителей, чрезвычайно сложен. Дизайнер, или модельер, который работает над созданием модной формы костюма, выступает одновременно в нескольких ролях: он и художник, создающий и формирующий новую эстетику, он и конструктор-технолог, способный довести свои замыслы до воплощения в материале, он и психолог, помогающий людям выразить посредством модного костюма свои индивидуальные черты и приобрести уверенность в себе, и даже, в определенной степени, режиссер, предлагающий потребителю - носителю костюма новый художественно-эстетический образ, а вместе с ним и новую социальную, поведенческую роль.
Общеизвестно, что формой временных изменений костюма и одежды является мода. Существует не одно определение понятия моды, в их числе:
• мода – непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры;…в узком смысле – смена форм и образцов одежды [1, С.816];
• мода – постоянно меняющееся направление общественного вкуса, отражается сильнее всего в костюме и художественной промышленности [2, С.409].
• мода – непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костю-ме [3, С.94];
• мода - общественное явление, регулирующее процесс развития и видоизменения костюма и внешнего облика человека в целом, на основе диалектического единства социального и индивидуального, исторической преемственности и прогресса, искусства и массового вкуса [4, С.9];
И, наконец:
• мода – поиск инновативного дизайна, эксклюзивные модели на подиуме и ми-филогизированный образ гениального дизайнера-творца, которые по сути яв-ляются способом завоевывать глобальные рынки, создавать современные про-изводства и открывать сети магазинов, одежда из которых востребована мил-лионами людей. [5]
Обобщая приведенные формулировки и характеристики, современное со-стояние моды можно описать как:
Мода – это вид бизнеса, способный управлять общественным сознанием и мотивировать поведение индивидов, сочетающий в своей основе функции индуст-рии модных продуктов и формирование эстетических предпочтений участников индустрии моды (модных стандартов) и проявляющийся в постоянном поиске, смене и распространении модных продуктов (преимущественно, костюма или одежды).
С развитием модной индустрии влияние моды на процесс потребления мод-ных продуктов, поведение всех категорий потребителей, а также на разные аспекты деятельности субъектов индустрии моды относительно тех и других непрестанно растет. Это вызывает пристальный интерес исследователей разных отраслей теории и практики к изучению индустрии моды из позиций ее влияния на формирование потребностей разных категорий потребителей, с целью их наиболее полного удовольствия модными продуктами.
Таким образом, перед индустрией моды стоят задачи самого полного удов-летворения спроса населения на продукты моды, насыщения рынка нужной про-дукцией, улучшения качеств и расширения ассортимента изделий, повышения культуры их потребления. Первоочередное значение в удовлетворении спроса на товары имеют их эстетичные свойства и функции. Функциональность костюма, его дизайн, промышленное изготовление неотъемлемые от модной новизны и эстетики, которая через одежду отображает наилучшие традиции своего времени. Среди многих функций, которые несет в себе современный костюм, особенное место занимает его эстетичная функция. Модная индустрия, являясь интерактивной («вивидальной») знаковой системой, функционирующей в обществе, выступает как мощнейшее средство коммуникации.
Это более глубокое социальное содержание проявляется и воспринимается преимущественно через систему костюмов как непосредственных объектов ин-дустрии моды, принадлежащих одной социальной общности с присущим ей стилем и модой. Каждый костюм, чем-то дополняя другие, входит в систему индустрии, как часть в целое. Костюм воплощает идею структуры данного общества, отражая его разнородность или единство, идею необходимых обществу «социальных ролей», видов деятельности, профессий и т. д. и дает оценку их социальной значимости («престижности») и материального положения. В своей совокупности костюмы людей определенной эпохи создают обобщенную картину действи-тельности и выражают идею содержания и смысла жизни с позиций определенного общества.
Каждый вновь изобретенный способ изготовления и использования одежды становится собственно модой в том случае, когда он удовлетворяет и биогенные, и социальные, и так называемые высшие потребности людей (например, потребность в творчестве и самовыражении).
Конкретизируясь на промышленных изделиях (в данном контексте – на модном костюме), которые выступают как основной объект дизайна, следует сконцентри-роваться на свойствах, которые обеспечивают реализацию модных инноваций на переломной стадии эволюции моды – превращении ее в индустрию.
В процессе становления индустрии моды одежда как модный объект все силь-нее впитывает в себя функции, которые ранее приписывались моде как явлению, начиная от первичных и основополагающих – утилитарной, символической и эс-тетической – до все более дифференцированных и усложняющихся в процессе развития общества и культуры. Именно эта система функций модного костюма как объекта и продукта индустрии моды является основополагающей при анализе и художественном проектировании новых модных образцов и модных стандартов на каждом этапе функционирования современной индустрии моды.
Не вызывает сомнений то, что все функции, присущие моде, как явлению (со-циальному, эстетическому и индустриальному), имеют свое проявление в модном костюме. Более того, они органично переплетаются и дополняют друг друга, соз-давая и постоянно совершенствуя тот модный продукт, который востребован мил-лионами людей, пусть и непродолжительное время.
Далее представлен сравнительный анализ основных функций моды и средств их реализации через модный костюм как продукт индустрии моды. За основу це-лесообразно принять перечень социальных функций моды, сформулированный исследователями моды как формы социального поведения (Г.Блумер, А. Гофман и др.). Например, А.Гофман выделяет такие функции:
1. инновационная;
2. коммуникативная;
3. социальной регуляции;
4. социализации;
5. престижности;
6. создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах;
7. рекреативная. [ 4, с. 164 - 181]
Анализ принципов взаимовлияния моды и модного костюма базируется на характеристике средств реализации моды через модную одежду, его рационально проводить по таким критериям и в соответствии с такими категориями, которые показаны на схеме 1.
Эстетическая функция (аналог – социальная функция создания и под-держания единообразия и разнообразия в культурных образцах) обеспечивает со-гласование в условиях, когда разноплановые модные стандарты и культурные образцы взаимодействуют или конкурируют между собой. Под влиянием моды одни и те же культурные образцы усваиваются множеством индивидов и прини-маются ими в качестве модных стандартов. В наивысшей фазе модного цикла оп-ределенный культурный образец (модный стандарт) приобретает максимум при-верженцев. В соответствии с этой функцией модный костюм должен обеспечивать красоту и привлекательность носителя и потребителя данного модного стандарта. Эстетической ценностью наделяется в различной степени (по мере не-обходимости) одежда любых видов и назначений.
Средствами и приемами реализации данной функции в костюме являются:
• проектирование и моделирование костюма в эстетической гармонии с интерь-ером, ландшафтом, состоянием природы, временем года и т. д.;
• композиционное совершенство формы;
• согласование основных проектных задач: «для кого, для чего, из чего»;
• образ человека (индивидуальный, типовой, идеальный) как основа компози-ционного решения костюма;
• изучение и учет среды функционирования костюма;
• наличие необходимых материалов, отделок, дополнений;
• грамотное использование и выявление в костюме эстетически значимых свойств всех композиционных материалов;
• целесообразность костюма (соответствие формы назначению) и высокое ка-чество, мастерство его исполнения как факторы эстетического воздействия костюма.
Эмоционально-психологическая (аналог – рекреативная социальная функ-ция) выполняет задачу психологической разрядки, компенсация синхронного од-нообразия модных стандартов и ценностей. Механизмы создания и поддержания единообразия и разнообразия в модных образцах имеют целенаправленное эмо-ционально-психологическое воздействие и поэтому проявляются в одежде любых назначений.
Среди основных приемов и средств реализации данной функции в костюме необходимо отметить:
• один из способов эмоционального воздействия на окружающих и вызова же-лаемой реакции;
• понимание диалектической взаимосвязи человека и костюма как содержания и формы, и учет влияния определенного стабильного характера костюма на формирование тех или иных качеств его носителя;
• образно-эмоциональную выразительность костюма;
• эмоционально-ассоциативную и символическую содержательность, традици-онную значимость (знаковость) отдельных компонентов: форм, материалов, декора, дополнений, цветового решения костюма;
• формирование определенного образно-эмоционального содержания костюма: деловитости, корректности, торжественности, скромности, собранности или раскованности, экспрессивности, кокетливости, сексуальности и т. д.;
• самоконтроль как средство критической оценки внешнего облика и пове-дения;
• пластичность психики как способность соответствовать изменяющимся условиям жизни и нормам поведения.
Индивидуально-знаковая функция (аналог – функция социальной регуля-ции) характеризуется совмещением тенденций социального выравнивания и инди-видуального различия, обособлением или уподоблением индивида какой-либо со-циальной группе для получения нового, более выгодного статуса, а с другой сто-роны - приобщением индивида к социальному и культурному опыту. Особое зна-чение имеет полиморфность участия и степень активности в модных процессах различных социальных слоев и демографических групп, а следовательно функция имеет место во всех видах (подгруппах) бытовой группы одежды.
Основной задачей реализации данной функции в костюме является визу-альная характеристика человека, которая определяется:
• самовыражением: вхождением в определенные «я-образы» и формированием «я-концепции»;
• личным стилем как проявлением общей культуры и эстетического вкуса;
• первичностью индивидуального образа человека и индивидуальным подходом в решении костюма;
• моделированием одежды, рассчитанным на обеспечение всех возрастных и социальных групп на основе изучения социологических, психологических, жизненно-практических потребностей различных групп потребителей;
• эстетическим многообразием форм одежды при экономической соотнесенности ее с покупательной способностью различных групп потребителей;
• имиджмейкерством как способом достижения желаемого образа и внешнего облика и демонстрации престижных актуальных качеств человека: высокого социального или финансового статуса, физической привлекательности, ак-тивности, артистичности и т. д.
Социально-знаковая функция (аналог – социальная функция престижности) предназначена для повышения или понижения престижа определенных понятий и явлений, ценностей, культурных образцов и т.д. Характеризуется тем, что модные стандарты связываются с атрибутивными, а через них – с денотативными ценно-стями; наделяет ценностями одни культурные образцы и лишает ценностного на-чала другие, не смотря на то, что культурный образец, который вышел из моды, может сохранять высокую популярность, соответствуя другим, внемодным, фак-торам, например, престижу. Наделяет модный костюм знаково-символическим смыслом, направленным на социальное и индивидуальное выделение или сходство, а поэтому ярко выражена во всех видах гражданской и воинской форменной одежды, а также в любых видах одежды, приобретающих статус социальных или групповых символов.
Реализация данной функции моды в костюме осуществляется посредством:
• социальной символизации, социальных стандартов и социального контроля;
• выявлением и обозначением социального статуса и групповой принадлежности;
• утверждением и подчеркиванием социальных и материальных различий, пре-восходства;
• факторами социальных, экономических, психологических ограничений кос-тюма: законодательной регламентацией видов и элементов костюма, мораль-ными нормами, высокой стоимостью, уникальностью и т. д.;
• знаково-семантической выразительностью форм, элементов, материалов и цветового решения костюма, украшений и дополнений, а также эмблема-тикой и символикой орнаментации;
• включением специфических форменных или фирменных, гражданских или воинских знаков отличия;
• социальными аспектами моды: мода «высокая», мода «авангардисткая», мода «молодежная» и т. д.;
• виды и элементы костюма, выступающие в качестве престижных символов.
Идеологическая функция (аналог – функция социализации) объясняет при-общение индивида к социальному и культурному опыту, имеет целенаправленное идейно-психологическое воздействие, а следовательно представлена в широком диапазоне видов и назначений костюма. Отличительной особенностью этой функции можно считать усвоение определенных социальных норм и ценностей. При этом важно не только содержание модных стандартов, но и сам факт соответ-ствия определенным нормативным культурным образцам, активное приобщение в социальной жизни как таковой. Не смотря на то, что модные стандарты и ценности носят нормативный характер, степень принудительности, жесткости их пред-писаний не очень велика. [5]
Средствами реализации данной функции моды в костюме являются:
• социальный подход к содержанию, аспектам моды и стиля в костюме;
• формирование в символах костюма актуальных престижных качеств челове-ка, например физической и духовной активности, интеллигентности, респек-табельности, богатства, молодости, сексуальности, и т. д.;
• проектирование и моделирование одежды как выполнение социального за-каза того или иного общества, группы, индивида;
• предложение «модели» человека (мужчины, женщины, подростка, ребенка), популярного представителя, предпочтительного «героя времени» для данного слоя или группы общества, обладающего способностью внушения и распро-странения определенных потребностей, привычек, норм поведения;
Функция проявляется и воспринимается преимущественно через систему костюмов, принадлежащих одному периоду времени, одной общности, одному стилю или моде, одной характерной группе людей и т. д.; где каждый костюм, чем-то дополняя другие, подтверждает идею и входит в систему, как часть в целое.
Художественная функция (аналог – коммуникативная социальная функция) характеризуется формированием цикла коммуникации в моде как совокупности явлений и процессов, составляющих круговорот модных стандартов. Культурные образцы, наделенные модными значениями (модное сообщение) передаются индивидуумам через систему сигналов на сознательном или бессознательном уровне. Сообщения моды передаются персонифицировано с целевой направленно-стью на определенную социальную группу, как правило, с очень высоким соци-альным или материальным статусом. Производство, распространение и потребле-ние модных стандартов и реализующих их объектов осуществляется соответст-вующими категориями субъектов индустрии моды. Данная функция доминирует в коллекциях одежды высокой моды, в нарядной одежде уникального характера, в одежде тематических назначений.
Основной задачей реализации данной функции в костюме является наличие художественного образа модного костюма, которое определяется посредством:
• актуальности и идейно-художественной значимости содержания костюма и оригинальности, остроты выразительности его воплощения (формы);
• раскрытия в образах костюма общеэстетических принципов, народности, национальности, интернациональности, традиционности, современности, но-ваторства и т. д.;
• использования образов и элементов других видов искусства;
• привлечением исторических и народных источников проектирования и мо-делирования костюма;
• наличием качеств глубокой художественной культуры, эрудиции, творческой фантазии, оригинальности мышления художника;
• преобладанием эстетических и образно-выразительных качеств костюма над утилитарными;
• разработкой костюма в системе «ансамбль» и «коллекция».
Обобщая результаты проведенного анализа, необходимо заметить, что су-ществует еще одна, немаловажная, функция моды, которую вряд ли можно отне-сти к социальным, хотя она имеет основополагающее значении для индустрии мо-ды как концепции развития современного общества поведения, а потому ее рас-смотрение в рамках данного анализа является обязательным:
утилитарная функция моды призвана обеспечивать максимум потребно-стей при минимуме затрачиваемых средств, определять потенциал модности и современности качеств одежды на планируемый отрезок времени ее эксплуатации. В соответствии с этим модный костюм должен учитывать рациональность потребителя: удобство, полезность, практичность. Данная функция преобладает в рабочей, специальной, воинской одежде; является необходимой в спортивной, профессиональной, повседневной одежде.
Соответственно, критериями реализации данной функции в костюме следует назвать:
• защиту от неблагоприятных воздействий окружающей среды;
• приспособленность к определенному сезону, географическому региону, кон-кретному роду занятий и т. д;
• практичность, удобство, простоту эксплуатации одежды;
• прочность, сохранение и восстановление свойств.
• дизайнерский подход к решению костюма;
• рациональность формы и конструкторско-технологического решения;
• эргономичность костюма;
• целесообразность материалов, как соответствие их пластических, теплоза-щитных, гигиенических свойств назначению костюма;
• прочность и спецпрочность костюма для определенных условий эксплуатации;
• выпуск комплектов и гарнитуров изделий;
• рациональность, эффективность потребления;
• формирование личного «рационального гардероба» одежды из ограниченного количества вещей, способных обеспечить различные потребности за счет их комбинаторики (комплектования).
В качестве обобщения можно отметить следующее. Внешнее проявление свойств моды и модной одежды в системе социально-культурных и экономических от-ношений обществ, роль, которую выполняет тот или иной элемент структуры индустрии моды в схеме взаимодействия социальных групп и классов, а также соподчинен-ность различных социальных процессов, выражаемая в функциональной зависимости переменных структуры - краткое определение функций индустрии моды. Кроме того, к формулировке необходимо присовокупить социальное действие, ставшее стандарти-зированным, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами.
Во-первых, ценностные ориентации общества, формирующиеся, в том числе из личностных и групповых предпочтений в различных сферах человеческого бытия. Выступая главной движущей силой стилеобразования предметного и духовного мира, развитие идеалов в культуре общества на уровне внутренних и внешних ценностей моды становится одной из первопричин вхождения в моду определенного стиля или его отдельно представленных характеристик.
Во-вторых, группа причин, обеспечиваемая достижениями в самых различных областях художественной культуры, которые могут быть использованы как инновации в дизайне модной одежды.
В-третьих, огромная часть, включающая в себя традиционные ценности культуры, переосмысливаемые, перерабатываемые и внедряемые последующими поколениями в современную культуру. При этом они выдаются как радикально новые, а творческие перевоплощения, адаптация заимствованных из других культур мотивов используются как новые модные стилизации.
И, наконец, в-четвертых, применение результатов научно-технического прогресса, прежде всего в сфере новых интеллектуальных материалов и прогрессивных технологий, применяемых большей частью в индустрии моды. Дополнительно следует отметить, что возможно соотнесение практически с каждой группой фактор индивидуальности художника, дизайнера, создающего произведение искусства или модель для промышленного производства, обусловленное либо приверженностью какой-либо школе или следованием определенной концепции.
Как подчеркивают большинство исследователей, проблем, связанных с про-изводством модной одежды массового спроса, очень много. При этом интерес для производства представляют стабильные черты моды, практицизм моды, что-то фундаментальное, не способное исчезать быстро. При этом важно понять, в чем заключается субъективизм и объективизм моды, как влияет на моду темп жизни, и т.д. Мода и промышленность имеют общие законы развития: осложняется мода, осложняется и технология промышленного производства. Подавляющее же боль-шинство людей стремится к уникальности, к выражению своего образного «Я» в костюме. Потому авторы некоторых исследований в отрасли индустрии моды от-мечают, что наибольшие трудности проектирования массовой одежды заключают-ся в том, как соединить гармоничную образность, заложенную в стандартном из-делии, со способностью костюма к выражению индивидуальности.
Соответственно, результатом правильно организованного процесса художе-ственного проектирования модного костюма в условиях современной индустрии моды является модный продукт – дизайнерское изделие, оптимально решенное с точки зрения технологии, экономики, эстетики и маркетинга. Дизайн костюма и модные тенденции находятся в прямой связи, потому что общество дает социаль-ный заказ на производство изделий определенного характера, новизны, современ-ности или материалов удобства использования, качеств изготовления, уровня це-новых потребностей, своевременности появления на рынке.

Библиографический список

1. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М. Прохоров. Изд.3-е. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600с.:ил.
2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2008. – 960с.:ил.
3. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 350с.:ил.
4. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.:ил.
5. http:www.fashionconsulting.ru
Attachments
Схема1.jpg
Схема1.jpg (71.12 KiB) Viewed 1640 times
Locked

Return to “«Теоретические и методологические основы дизайна»”