Секция "Графический дизайн". Король А.Н. (г.Умань)

II Международная заочная научно-практическая интернет-конференция

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Секция "Графический дизайн". Король А.Н. (г.Умань)

Post by Королева С.В. »

УДК 7.012
Король А.Н., науч. рук.: доктор пед. наук, проф. Тыменко В.П. (Украина, г.Умань, Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины)

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА: ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

MAJOR TYPES OF GRAPHIC DESIGN: DEFINITIONS

В статье идёт речь о теоретических подходах к определению терминов основных видов графического дизайна. Анализируются теоретические наработки ученых и приводятся аргументы в подтверждение собственных определений.
Ключевые слова: графический дизайн, виды графического дизайна, терминологический аппарат

The article deals with the theoretical approaches to the definition of core terms of graphic design. The theoretical achievements of scientists and present arguments in support of their own definitions.
Keywords: graphic design, types of graphic design, terminological system

Несмотря на то, что уже в течение длительного периода времени в мире разрабатывается теория и практика основных видов графического дизайна, окончательно эти термины ещё не определены.
Важную роль в становлении и развитии графического дизайна как современной общественно необходимой профессии сыграло создание Международной ассоциации специалистов по графическому дизайну (ИКОГРАДА) в 1963 году в Лондоне. На первом конгрессе ИКОГРАДА, который проходил в 1964 году в г. Цюрихе, обсуждались вопросы специфики профессии, ее место в системе инженерных и творческих специальностей.
Согласно исследованиям П.А. Крюкова, термин «графический дизайн» возник в 1922 г. в США. Американский дизайнер Уильям Эддисон Двиггинс (William Addison Dwiggins) ввел три категории «графического дизайна»: fineartprinting («высокохудожественные отпечатки»), utilitarianprinting («вспомогательная печать») и printingforpurpose («печать для определенной цели»). Последнее понятие и стали отождествлять в искусстве с «графическим дизайном». Этим термином стали обозначать разработку шрифтов, оформление книг и упаковок, плакатов и объявлений. П.А. Крюков объясняет, что если рассматривать графический дизайн как самостоятельный и отдельное направление дизайна, то можно сказать, что начало зарождения было положено в Германии с первой в мире печатной книгой. В 1452 году Иоган Гутенберг (Johannes Gensfleischzur Ladenzum Gutenberg) изготовил в Майнце 42 строчную Библию с помощью двигающихся букв [6, с. 122].
Следует подчеркнуть, что в Украине нет четкого определения существующих видов графического дизайна. Изучение состояния этого вида деятельности, определение приоритетных проблем и вопросов, а следовательно и задач, стоящих перед дизайнерами, является проблемой государственного значения [5, с. 32].
Итак, актуально необходимым для нашего исследования является вопрос об определении основных видов графического дизайна.
Среди основных направлений проектной культуры начала XXI века М. Станкевич выделяет в отдельную группу графический и мультимедийный дизайн, охватывающий системы визуальных коммуникаций. Это прежде всего, печатная продукция (плакаты, билборды, книги, журналы, газеты, буклеты, проспекты, календари, товарные знаки, денежные знаки и т.д.), а также средства визуальной идентификации, рекламно-информационная продукция телевизионных и компьютерных технологий, в частности и проектирование веб-сайтов. Очевидно, уже в недалеком будущем это направление будет разделено на два вида: экранный и полиграфический [9, с. 188].
Е.Антонович утверждает, что графический дизайн в настоящее время охватывает широкий спектр проектной деятельности – фактически все графические компоненты визуальных коммуникаций (фирменные константы и носители фирменного стиля, промышленная графика, информационные табло, указатели, пиктограммы, инфографика, рекламная продукция, веб-ресурсы и т.д.) [ 1, с. 228].
Современный исследователь харьковской школы графического дизайна В.Лесняк классифицирует виды графического дизайна в соответствии с объектами проектирования: промышленная графика (товарные и фирменные знаки, этикетки, упаковка и др.); рекламная графика (различные рекламные сообщения, плакаты, каталоги, буклеты и др.); идентификация (логотип, шрифт, цветовая гамма, фирменный блок, документация фирмы, средства транспорта, стилистика интерьеров и др.); средства визуальной коммуникации (визуальные знаки и символы, пиктограммы, витрины, выставки и др.); машинная (компьютерная), телевизионная графика, кино и анимация, веб-дизайн. Это при том, что машинная графика как инструмент присутствует во всех видах графического дизайна [7, с. 3].
В результате иследованний В. Я. Даниленко разновидности графического дизайна можно разделить в соответствии объектов разработки на: печатную и рекламно-информационную продукцию, системы визуальной коммуникации, промышленную графику, выставочные стенды, комплексы фирменных стилей и т.д. Каждая из трех названных отраслей современного графического дизайна делится на большое количество видов [2, с.12].
А.М. Хмелевский в учебном пособии «Графический дизайн» [10] классифицирует объекты графической визуализации среды по следующим направлениям: проектирование фирменного стиля предприятий, организаций, учреждений; визуализация учебной и прочей литературы, проектирование газетно-журнальной продукции; визуализация виртуального пространства Интернет; визуализация смыслов общественной жизни через графические объекты городской и сельской архитектурно-ландшафтной среды (создание образов городов средствами рекламы, табло, вывесок, витрин, иллюминации, стилизации архитектурных форм и др.); разработки шрифтов и объектов компьютерной дополиграфичной подготовки информации, создание визуальных образов для различных фестивалей, конкурсов, чемпионатов и Олимпийских игр, всемирных выставок; кино-теледизайн; дизайн упаковки и объектов прикладной полиграфии (компактные диски, билеты, талоны, афиши, электронные карточки, и т.п.); фотодизайн; стилизация вида промышленной продукции, проектирование календарей, проектирование P.O.S – материалов (хард-постеры, диспенсеры, мобайлы, флаги, шелтокеры, ценники, воблеры, муляжи, стикеры, дисплеи, пакеты и т.д.); визуализация транспортных коммуникаций; визуализация туристических и других маршрутов.
В процессе научных исследований Е. Антоновича, В. Даниленко, В. Лесняка, М. Станкевича, А. Хмелевского нами обозначены основные виды графического дизайна:
– дизайн книги;
– дизайн визуальных коммуникаций;
– дизайн рекламы;
– веб-дизайн (компьютерная графика);
– дизайн упаковок.
Как известно существует множество видов графического дизайна, но при этом каждый из них имеет определенную классификацию в зависимости от сферы проектирования. Несмотря на такое разнообразие их объединяют общие методы и принципы деятельности.
Термин «дизайн книги» был принят в конце ХХ в. С этим понятием тесно взаимосвязаны термины: типографика, процессы набора, верстки и редактирования.
Дизайн книги – это один из современных видов графического дизайна, задачей которого является подготовка рукописи к изданию, а также результат этой деятельности, который включает: верстку страниц, проектирование стилевого решения книги, обработку фотографий и рисунков, учета конструкции для будущего сшивания книги, учета формата и технологии сборки листов, применение цвета и подбор материалов для книги.
Дизайн визуальних комуникаций или коммуникационный дизайн, – функциональная сфера дизайна, направленная на передачу сообщения с помощью визуальних обьектов. С точки зрения психологии коммуникационный дизайн – метод формирования образов, которые приводят к возникновению положительных или отрицательных ощущений.
Визуальные обьекты – обозначают то, на что прежде всего направлен взгляд получателя информации. Можно выделить характерные особенности визуальных объектов: наглядность, смысловое соответствие, скорость чтения информации, образность.
Визуальные коммуникации – система визуально-графических знаков и решений, выделеная из других составляющих среды, часть ее зрительных воздействий (информационных устройств, графических символов и др.). Они призваны решать задачи обеспечения ориентации, регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях [3].
Дизайн визуальных коммуникаций включает проектирование: визуальных знаков (пиктограмм), эмблем, логотипов, фирменных (товарных) знаков, разработка идентификаций (комплексов фирменных стилей).
Под понятием «дизайн рекламы» мы подразумеваем синтез маркетинга, психологии, креатива и дизайна – неотъемлемых частей в разработке визуальных рекламных средств. Если дизайн – это проектирование любого предмета или среды, то рекламный дизайн – это один из видов графического дизайна, целью которого является привлечение потребителей, создания спроса, популяризации товаров, услуг или идей. В сферу его проектирования входят: печатная, наружная, компьютеризированная, аудиовизуальная реклама, рекламные сувениры и рекламные мероприятия.
В Госстандарте указано: «Дизайн рекламы – это дизайнерское проектирование, направленное на создание рекламной продукции, формирование рекламных стратегий» [4, с. 20].
Если рассматривать дизайн как синтетическую дисциплину, то рекламный дизайн (или коммуникативный, что чаще используется в Европе, США, России) как разновидность графического дизайна является еще более синтетической и специфической деятельностью, где в большей степени задействованы маркетинг, социология, психология рекламы и культурология [3 , с. 228].
Веб-дизайн – отрасль веб-разработки и разновидность дизайна, целью которого есть проектирования пользовательских веб-интерфейсов для сайтов или веб-приложений.
Задачами веб-дизайна является проектирование логической структуры веб-страниц, продуманные решения подачи информации, а также художественное оформление веб-проэкта.
Веб-дизайн, по определению Д. Бородаева, – вид графического дизайна, направленный на оформление и разработку объектов информационной среды Интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества.
Подобная трактовка отделяет веб-дизайн от веб-программирования, подчеркивает специфику предметной деятельности веб-дизайнера, позиционирует веб-дизайн как вид графического дизайна.
В результате пересечения двух отраслей человеческой деятельности веб-дизайнер должен быть знаком с последними веб-технологиями и обладать соответствующими художественными качествами.
Компьютерная графика – это графика, т.е. двухмерные изображения, которые создаются, преобразуются, оцифровываются, обрабатываются и отображаются средствами вычислительной техники.
Подвижная компьютерная графика называется компьютерным видео или компьютерной анимацией. Для отображения графики используют монитор, принтер, плоттер и т.д. Работа с компьютерной графикой – одна из самых популярных направлений использования персонального компьютера, к тому же занимаются ею не только профессиональные художники и дизайнеры. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Несмотря на то, что для работы с компьютерной графикой существует масса классов программного обеспечения, различают всего три вида компьютерной графики. Это растровая графика, векторная графика и фрактальная графика. Они отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране монитора или при печати на бумаге.
Дизайн упаковок – это один из основных инструментов мотивации совершения покупки. Упаковка – это предметы, материалы и устройства, используемые для обеспечения сохранности товаров и сырья к перемещению и хранению (тара). Дизайн упаковки играет очень важную роль для конечного потребителя – именно за счет внешней обертки товара в большинстве случаев покупатель отдает предпочтение товару среди прочих. Функции упаковки: предназначается для сохранения свойств предметов после их изготовления; для придания им компактности для удобства транспортировки; в большинстве случаев является одним из носителей рекламы товара. Оформление упаковки является одним из необходимых условий успешной продажи почти любой продукции, обязательно несет на себе информацию о её содержании.
Важно отметить, что графический дизайн не стоит на месте, а интенсивно развивается, в связи с чем появляются новые виды графической дизайнерской деятельности. Так очень быстро развивается и уже практически превратился в отдельную индустрию такой вид деятельности, как комъютерный дизайн.
Сегодня компьютер не только вошел в работу дизайнера, стал его незаменимым помощником в работе, облегчив рутинную работу графического оформления, подготовки необходимой документации, тем самым освободив время дизайнеру для творческого поиска новых идей, но и сам стал объектом его профессиональной деятельности. Компьютерный дизайн стремительно развивается, из вспомогательного превращается в самостоятельный вид дизайнерской деятельности. Одной из форм его проявления стал телевизионный компьютерный дизайн с различными заставками передач, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. Вторым направлением компьютерного дизайна стал так называемый дизайн «сайтов» (Web-site) в глобальной сети Интернет, где вся система информации, графические изображения проектируются согласно своих специфических правил и законов [8, с. 124].
Общая классификация основных видов графического дизайна представлена на рис. 1.
В Украине есть определённые теоретические разработки в сфере определения основных видов графического дизайна. Но необходимо заметить, что, во-первых, окончательная классификации основных видов графического дизайна еще не определена, на которую можно и нужно ориентироваться, во-вторых, теоретические разработки украинских ученых направлены на определение сущности отдельно взятых понятий из области графического дизайна. Но даже учитывая эту погрешность, сформированная нами классификация основных видов графического дизайна имеет большое значение для развития украинского дизайна.

Библиографический список

1. Антонович Є. Інтеграція дизайну і реклами як концепція розвитку сучасної дизайн-освіти / Є. Антонович, С. Прищенко // Актуальні проблеми державного управління, педагогіки та психології : збірник наукових праць Херсонського національного технічного університету. – №1(6). – 2012. – С. 228.
2. Даниленко В.Я. Дизайн : підручник / Даниленко Віктор Якович – Х. : ХДАДМ, 2003. – 320 с.
3. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, A. B. Ефимов и др. : Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М. : Архитектура-С, 2004. – 288 с., ил.
4. ДСТУ 3899-99. Дизайн і ергономіка. Терміни та визначення. Видання офіційне. – К. : Держстандарт України, 1999. – 33 с.
5. Криволапов М. Дизайн і технології в системі неперервної освіти / Михайло Криволапов, Василь Мадзігон // Пластичне мистецтво. – 2002. – № 1. – С. 31–32.
6. Крюков П. А. Из истории графического дизайна / П. А. Крюков // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государсвтенного университета технологии и дизайна: сб. науч. тр.: в 4 ч. Ч. 3: Искусствоведение и дизайн / С.-Петербургск. гос. ун-т технологии и дизайна. – СПб. : СПГУТД, 2011. – 172 с.
7. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии) / Віктор Лесняк. – К. : Биос Дизайн Букс, 2009. – 416 с.
8. Пагута М. Дизайн : історико-соціальний та економічний аспект / Мирослав Пагута // Молодь і ринок. – 2007. – № 1–2 (24-25). – С. 123–124.
9. Cтанкевич М. Є. Протодизайн – міф чи реальність? / М. Є Станкевич // Вісник Національного університету «Львівська політехніка», серія «Архітектура». – № 728. – 2012. – С. 188.
10. Хмельовський О. М. Графічний дизайн : навч. посібник / О. М. Хмельовський. – Луцьк : Терен, 2008. – 160 с.
Attachments
Рис.1.jpg
Рис.1.jpg (1.11 MiB) Viewed 3548 times
Locked

Return to “«Теоретические и методологические основы дизайна»”