Секция "Промышленный дизайн". Коновалов И.М. (г.Минск)

II Международная заочная научно-практическая интернет-конференция

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Секция "Промышленный дизайн". Коновалов И.М. (г.Минск)

Post by Королева С.В. »

УДК 7.01/7.036 + 72.012 + 378.147.88
Коновалов И.М. (Республика Беларусь, г. Минск, Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова»)

МЕТОДИКА ДОПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

METHODOLOGY ANALYSIS PRE-PROJECT DESIGN EDUCATION

В статье впервые приводится авторская методика и структура допроектного анализа, который используется как существенный методический этап практического освоения знаний по дисциплине «Теория и методология дизайна».
Ключевые слова: дизайн-образование, методика допроектного анализа, теория и методология дизайна

This article is the first time the author's methodology and structure of the pre-project analysis, which is used as an essential methodological stage of practical development of knowledge on the subject "Theory and Methodology of design."
Keywords: design education, methodology of pre-project analysis, theory and design metodolgiya

В настоящее время дизайн представляет собой системную преобразующую деятельность, формирующую новые социокультурные смыслы, эстетические ценности, опредмечивающую социальные потребности и организующую человеческую деятельность средствами образно-художественного моделирования. В этой связи процесс дизайн-образования предполагает не только освоение сугубо практических, технологических, конструкторских и пр. профессиональных навыков, но и овладение структурными знаниями о сущности дизайна, его целях и методах, механизмах создания новой формы, в тесной связке с функцией, художественным образом и социальным содержанием [1]. Студентам-дизайнерам важно осознать, что объектом проектирования является не просто «красивая вещь», но опредмеченный средствами дизайна социокультурный смысл, возникший как диалектическое снятие существующей проблемной ситуации (неудовлетворенной потребности).
Учебная дисциплина «Теория и методология дизайна» базового стандарта первой ступени высшего образования как раз и служит для формирования у студентов понимания изложенной парадигмы, а также усвоения знаний посредством выполнения ряда методических процедур на практикуме по дисциплине [2].
Для эффективного усвоения теоретических положений автором была разработана и внедрена методика допроектного анализа, которая предусматривает системное «выращивание» формы, объекта дизайн-проектирования из определенной проблемной ситуации, сопутствующих ей социальных, функциональных, стилистических и др. факторов, входящих условий, ассортимента возможностей и репертуара средств художественной выразительности. Исходя из этого, объектом данной статьи является допроектный анализ и его структура, а предметом – эффективное освоение теоретико-методологических основ дизайна в процессе образования.
В технической эстетике образная полноценность определяется целостностью, ясностью и уникальностью морфологического, семиотического и феноменологического выстраивания художественной дизайн-формы относительно ее содержания. В результате такая форма актуализируется на трех уровнях функционирования: а) уровень непосредственной утилитарной работы формы; б) уровень семиотического функционирования, где форма есть текст-сообщение, существующий в виде кодированных (опредмеченных) смыслов; в) уровень феноменологического функционирования формы как объекта моделирующего чувства и эмоциональную атмосферу [3]. Вместе с тем, дизайн – это деятельность, снимающая противоречие между предметными формами и человеком, обусловливающее движение предметных форм, как воплощений человеческих функций, материальных и духовных потребностей и желаний. Рассматривая дизайн в такой функции, многие исследователи и практики разрабатывали и практически реализовали специфические методы проектирования, отличительной особенностью которых являлось то, что за исходную единицу проектирования, проектную ситуацию, бралось именно противоречие (конфликтная ситуация, проблемная ситуация) [4, 5, 6].
Понятие «предпроектный анализ» используется широко как самостоятельная методика в системе дизайн-образования [4, с. 54-79] и как процедура дизайнерских исследований, предваряющая этап проектной разработки, Автор в качестве обозначения самостоятельной методики предлагает понятие «допроектный анализ», которое отражает место методической процедуры в процессе дизайн-образования.
Допроектный анализ – это комплексное дизайнерское исследование, предваряющее стадию проектирования (проектного синтеза), состоящее из взаимообусловленных этапов проблематизации, тематизации и предметизации, необходимое для выяснения проблемного поля и обстоятельств проектирования, согласования отношений входящих факторов с целью реализации проекта, как снятия существующей проблемной ситуации.
В структуру допроектного анализа входит процедура создания матрицы визуализации, которая определяет содержание формально-графического образа объекта и предметной формы в виде эскизного предложения или клаузуры (здесь клаузура определяется как быстрое проектное предложение, выполняемое в скетчевой форме), (таблица 1 – структурное представление допроектного анализа). Все этапы анализа осуществляются последовательно, т.к. нарушение очередности, равно как и структуры допроектного анализа не только снижает его методологическую эффективность, но и лишает смысла.
Допроектный анализ состоит из текстового блока (этапы проблематизации, тематизации и предметизации) и графического блока (формальный образ и эскизное дизайн-предложение). Матрица визуализации занимает место промежуточного звена, которое переводит описательную часть анализа в графическую визуализацию.
Первым этапом допроектного анализа является проблематизация, в которой устанавливается первопричина конфликтной ситуации, собственно проблемное поле и проблемная ситуация как исходные точки в процессе проектирования. Проблематизация как прием, давно введена в практику дизайн-исследований [3, с. 67-70;] и обоснована. Как отдельный этап допроектного анализа имеет внутреннюю структуру соподчиненных между собой исследовательских операций.
Проблематизация – первый этап допроектного анализа, направленный на исследование проблемного поля и выявления конкретной проблемной ситуации, исходя из которой определяются субъект, предмет, объект, сфера и тип проектирования, устанавливаются характеристики среды, определяющие обстоятельства, проектные требования и критерии, что позволяет сформулировать проектные свойства.
В процессе проведения проблематизации исходные данные, представленные как ощутимая точка неблагополучия (собственно проблема) переводятся на уровень понятийного представления в развернутом и конкретно сформулированном виде.
Первый подпункт – определение проблемы. Проектное задание представляется в контексте его общей формулировки как проблемной ситуации в заданных условиях и обстоятельствах. Анализируя проблемное поле в целом, исследователь постепенно проводит «отмежевание», логически установленное отделение того сектора проблемного поля, в котором и может существовать объект проектирования (или в котором уже есть некоторый объект, чьё функционирование вступило в противоречие с другими элементами системы). Первый случай характерен для инновационного проектирования, когда проблемная ситуация ранее не снималась. Второй случай возникает в условиях, где прототипы есть, но требуют пересмотра и где результатом будет усовершенствованная разработка. Область проблем сужается до отдельной проблемной ситуации. Проблема описывается с ее значимостью (культурной, социальной, экономической и т.д.) и актуальностью.
Второй подпункт – определения объекта, предмета и субъекта проектирования. В этой важной части формулируется то, что будет создаваться – объект проектирования; то, на что направлена разработка – предмет проектирования и тот, для кого будет объект – субъект проектирования.
Теоретическая формулировка помогает снять противоречия еще в области исходных определений, устанавливая их сообразно с найденной проблемной ситуацией и между собой. На этом этапе следует избегать как чрезмерно общих определений, так и слишком суженных, Для сравнения: 1) объект проектирования определяется как «приспособление для сидения»; 2) объект проектирования определяется как «кресло», т.е. уже сформулированное представление о конкретной модели. Такая формулировка не только узка, но и заключает методическое упущение, потому что исследователь сразу вышел на конкретную форму, без логического объяснения.
В третьем подпункте излагается определение типа, сферы и условий проектирования. Определяется тип проектирования (оперативный, многолетний, перспективный), соответствующий проектной проблеме и комментируются его особенности в данном случае. Определяется сфера проектирования – индивидуально-личностная, профессиональная, общественная и ее характеристики.
Четвертый подпункт посвящен установке проектных требований и критериев, которые выводятся из предыдущих. К требованиям относят то, что должно быть в проектной форме, а критерии устанавливают «проектные рамки», границы, в пределах которых и будет создаваться проект по качественным параметрам (характеристикам).
Пятый подпункт – это определение проектных свойств. Под ними понимаются отличительные и важные относительно дизайн-проектирования характеристики объекта проектирования, которые должны быть воплощены в его функции, конструкции, внешней форме.
Вторым этапом допроектного анализа является этап тематизации. Если на первом этапе объект проектирования существовал в форме проблемной ситуации, то на этом этапе объект проектирования переводится в форму концепции.
Тематизация – второй этап допроектного анализа, в котором, исходя из результатов этапа проблематизации, конкретизируется тематика проектирования, определяются непосредственные цель и задачи проекта, определяется последовательность действий. Тематизация включает в себя процедуры проведения исторического анализа и типологического анализа.
Первый шаг этапа тематизации – формулировка цели и задачи проекта. Ориентация в проблемном поле обеспечивают представление о том, что будет целью проекта. Поэтому цель проектирования определяется в развернутом виде и является не исходной точкой проекта, а обоснованным результатом. Относительно цели формулируются и задачи проекта, которые представляют конкретные точки реализации цели.
Второй шаг тематизации – определение последовательности действий, где создается, на основе цели и задач проекта, логическая последовательность проектных операций, начиная от этапов самого допроектного анализа до предполагаемого результата. Определение последовательности действий является планом-алгоритмом, которому дизайнер будет следовать.
В третьем подпункте тематизации проводится исторический анализ. В историческом анализе прослеживается развития объекта проектирования и закономерности его исторической трансформации. Приводятся характерные исторические примеры, особенности их функционирования и формообразования. К примеру, исторический анализ компьютера не ограничивается разработками считающих машин XIX-XX века, а уходит к первым приборам счета. Анализируются факторы, обусловившие появление и потребность в новых формах, технологиях, научных знаниях. В историческом анализе объясняется наличие многообразия объектов данной функции и прогнозируется их возможные пути генезиса.
Четвертый шаг тематизации называется «Типологический анализ. Прототипы и аналоги». Анализ аналогов позволяет установить существующие недостатки и противоречия, выявить специфику функционирования и взаимодействия аналога с человеком, средой. Предметные аналоги и проектные прототипы типологизируются по рабочей и потребительской функции.
Третий этап допроектного анализа – предметизация. На нем реализуется перевод объекта проектирования из концепции в предметную форму, когда объект разработки как бы «обрастает» проектным содержанием.
Предметизация – третий этап допроектного анализа, в котором, опираясь на полученные результаты предыдущих этапов, осуществляется процедура предметного насыщения определенных проектных свойств, исходя из установленных критериев и условий функционирования, в результате чего описываются морфологические, семиотические и образные характеристики объекта проектирования, его эстетико-стилистическую, функциональную, конструкторско-технологическую и эргономическую организацию.
Первый шаг – конкретизация предметного содержания. Здесь, на основе проектных свойств описывается то, как именно они будут отражены в объекте проектирования и какими средствами.
Второй шаг – функциональные характеристики. Рассматривается зависимость функции и формы объекта от входящих факторов проектирования, в частности, климатические и географические условия, социокультурные факторы. Описываются первичная и вторичная функции, в сложных объектах (комплексах) – функциональные зоны, дополнительные функции. Закономерно отслеживать функцию объекта с момента его проектирования до последующих этапов производства, хранения, транспортировки, системы распределения, эксплуатации, обслуживания, ремонта, утилизации.
Эстетические и стилистические характеристики являются третьим шагом предметизации. Объект проектирования описывается как совокупность эстетически ценных свойств, как цельный художественный дизайн-образ. Указывается соответствие объекта с культурной средой и эстетическими идеалами. Разъясняется стилистика объекта, его культурные смыслы и культурная ценность. Объясняется эстетическая выразительность объекта, его формы, пластики, образная выразительность и приемы ее достижения.
Четвертый подпункт предметизации – психофизиологические и эргономические характеристики. Объект описывается с восприятия его как визуальной формы, способности стимулировать переживания, оценивается с точки зрения психологического комфорта. Эргономически объект анализируется по антропометрическим и эргономическим параметрам, рассматривается удобство пользования объектом, общая комфортность.
Пятый подпункт – конструкторско-технологические характеристики. Рассматривается и сопоставляется конструкция с функцией предмета. Конструкция изучается в совокупности с материалами и технологией. Содержание технологического анализа составляет обзор применимости новых и традиционных материалов, возможности новых технологий. В проектировании не-материальных форм используются возможности компьютерных программ, их совместимости, способов экспорта и инсталляции файлов, программного обеспечения и элементов электронного контента.
Экономический аспект – завершающий шаг предметизации, где прогнозируется и обосновывается рыночная стоимость объекта, экономическая целесообразность и эффективность внедрения проекта.
Текстовая часть допроектного анализа завершается выводом – кратким изложением результатов анализа и соответствия их цели и задачам. Далее систематизация материалов анализа проводится на основе матрицы визуализации, в которой определенные свойства переводятся на язык визуальных образов художественными средствами. Свойства объекта структурируются по четырем параметрам (степень сложности, масштабность, пластические и цвето-фактурные характеристики) и вписываются в столбик, далее подбираются соответствующие средства для формального образа (композиции) и предметной формы. Сопоставительно-ассоциативные аналогии служат для уточнения отдельных свойств, визуальной иллюстрацией качественной и количественной меры (ср. смену восприятия свойства «яркий» в зависимости от сопоставления: «как луч света», «как попугай»).
Формальный образ. Построение формального образа производится на чувственно-визуальной основе. Формальный образ воспринимается как бы мимолетным отпечатком от возникнувшего на секунду объекта проектирования. Свойства объекта выражаются абстрактно, пятнами, линиями.
Эскизное дизайн-предложение. Эскизное дизайн-предложение – итог допроектного анализа, когда объект визуализируется в предметную форму. В эскизном дизайн-предложении изображаются проекции объекта, с прорисовкой объема и цвето-фактурных отношений. Наносятся масштабы, помещается изображение объекта в перспективе, иногда – разрезы, схемы, отдельные узлы.
Заключение. Методическая ценность допроектного анализа для дизайнера определяется показателями:
1) понимание и практическое закрепление знаний о специфике дизайн-проектирования, где проект – это способ снятия проблемной ситуации и овладение приемами проблематизации как эффективному средству дизайна;
2) развитие аналитического аппарата, основанного на системном подходе и принципе научной обоснованности;
3) определение и представление значимости факторов, условий, требований и характеристик определяющих проектное решение;
4) формирование целостного мировоззрения и креативного мышления, с адаптацией уже полученных знаний рисунка, композиции, цветоведения, конструирования, эргономики, истории дизайна, психологии, социологии, эстетики, семиотики в художественно-проектное видение;
5) использование знаний из науки, техники, искусства и культуры для создания художественно осмысленной формы, являющейся воплощением социокультурных смыслов и эстетических ценностей;
6) развитие навыков создавать проектное решение, организовать его конструкцию, образ и форму логическими средствами и интуитивно, средствами наглядного отображения для дальнейшей разработки;
7) способность управлять творческим процессом, применяя логические доказательства, объективные факты, проводя анализ конструкции, технологии, интегрируя образное в конкретное, ощутимое в материальное.
Таким образом, допроектный анализ – эффективное средство овладения методами дизайна, синтезирующее звено в образовании, осуществляющим сведение знаний в единую структуру профессионального видения.

Библиографический список

1. Медведев, В. Ю. Сущность дизайна : учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп.– / В.Ю. Медведев. – СПб. : СПГУТД, 2007. – 91 с.
2. Коновалов, И.М. Теоретические основы дизайна : учеб. пособие для студентов специальности 1-19 01 01 «Дизайн (по направлениям)» / И.М. Коновалов. – Минск : Современные знания, 2010. – 256 с.
3. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна : учебник для вузов / И.А. Розенсон. – СПб. : Питер, 2007. – 219 с.
4. Чернышев, О.В. Концептуальный дизайн / О.В. Чернышев. – Минск, 2004. – 152 с.
5. Джонс, Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс. – Пер с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. – М. : Мир, 1976. – 374 с.
6. Стрикелева, К.А. Дизайн : содержание деятельности и основные термины : учеб. пос. со словар. матер, в 2-х ч. / К.А. Стрикелева – Минск : БГАИ, 2004. Ч.1 – 120 с.,Ч. 2–120 с.
Attachments
Таблица 1.jpg
Таблица 1.jpg (1.22 MiB) Viewed 2024 times
Locked

Return to “«Теоретические и методологические основы дизайна»”