Секция "Дизайн интерьера". Слипчишин Л.В. (г.Львов)

II Международная заочная научно-практическая интернет-конференция

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Секция "Дизайн интерьера". Слипчишин Л.В. (г.Львов)

Post by Королева С.В. »

УДК 37.091 УДК 377.1
Слипчишин Л.В. (Украина, г.Львов, Львовский научно-практический центр профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук Украины)

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

THE QUESTION OF ART AND DESIGN ARTS STUDENTS OF PROFESSIONAL AND TECHNICAL SCHOOLS

Рассмотрены актуальность и обоснование развития художественно-технического творчества учащихся профессионально-технических учебных заведений, доказана необходимость изучения его основ в контексте будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: художественно-техническое творчество, профессионально-технические учебные заведения, профессиональная деятельность

We consider the relevance and justification of artistic and technical creativity of students in vocational schools, proved the need to examine its foundations in the context of future professional activity.
Keywords: artistic and technical creativity, vocational education, professional activity

Человеческое бытие пульсирует в широкой гамме измерений предметного мира: от утилитарно-прагматического к экзистенциально-антропологическому. Какое бы измерение не избрал человек для профессиональной деятельности, в нём всегда есть место для эстетического созерцания. Поэтому в промышленном производстве выделяют ряд компонентов, которые отображают разные аспекты, связанные с изготовлением материальных вещей: проектирование и конструирование изделий, социальный, моральный и эстетический. Высшей целью духовных запросов человека является красота и совершенство его жизненной среды, в которой продукты производственной деятельности создаются согласно законам эстетики. Каждый продукт материального производства, независимо от назначения, непременно соединяет утилитарную функцию с эстетической. Этот факт нашел свое отображение в понятии качества продукции, которое интегрирует разные критерии, в том числе и эстетические.
В обществе возникла потребность интегрировать художественно-эстетическую информацию в содержание технологического образования, а также художественного осмысления продуктов промышленного производства, которые являются результатами художественно-конструкторской деятельности. Сегодня уже сформировалось непрерывное дизайн-образование, в котором реализуется принцип преемственности: в дошкольных учреждениях, в начальной, основной и старшей школах, специализированных средних и высших учебных заведениях. Начала художественно-технического творчества, заложенные дошкольным и начальным дизайн-образованием, изучаются на последующих звеньях образования, но на более углублённом уровне. В этой цепочке профессионально-техническое образование представлено только художественными профессионально-техническими учебными заведениями, в которых развитие художественного творчества традиционно рассматривается как необходимое условие формирования и развития профессиональной компетентности. Однако современное производство нуждается в высококвалифицированных рабочих, которые владеют интегрированными знаниями и комплексными трудовыми умениями, имеют развитые творческие способности и профессиональные качества, высокую общую культуру, формированию которых способствует художественно-техническое творчество.
Проблемы развития способностей личности, готовности к будущей творческой профессиональной деятельности всегда были в центре внимания психолого-педагогических исследований, в частности в таких направлениях, как: методологические основы профессиональной подготовки (И. Зязюн, Б. Гершунский, В. Кремень, В. Лутай); педагогика и дидактика профессионального образования (С. Батышев, В. Безрукова, С. Гончаренко, О. Дубасенюк, О. Коваленко, Н. Кузьмина, Н. Нычкало, В. Радкевич Д. Чернилевский); интеграция содержания обучения в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих (А. Беляева, М. Берулава, И. Козловская, М. Костюченко, Ю. Тюнников); организация учебно-воспитательного процесса в ПТУЗ (В. Васильев, Р. Гуревич, М. Махмутов); концептуальные положения развития дизайн-образования (С. Андреева, В. Бойчук, Н. Колесник, Л. Оршанский, В. Прусак, И. Рыжова, В. Тыменко, В. Трофимчук, О. Хмелёвский, А. Чебыкин) и технической эстетики (Р. Земпер, Ф. Рело, Дж. Рескин, Ю. Соловьёв, П. Татиивский); психологические аспекты творческой деятельности (Д. Богоявленская, О. Диса, В. Дружинин, И. Калошина, В. Роменець, К. Сельчёнок, Г. Холодная); организации работы учеников по техническому и художественному творчеству в общеобразовательной школе, профессионально-техническом учебном и внешкольном заведениях (Ю. Бардашевская, О. Быковская, П. Гороль, П. Герштун, И. Гушулей, Г. Зиновкина, В. Мельник, В. Подоляк, Ю. Столяров, И. Фуштей, О. Шестопалюк, О. Щирбул). Однако отсутствуют исследования, в которых художественно-техническое творчество рассматривается как важный этап подготовки рабочего к будущей проектно-конструкторской деятельности в контексте творчества в будущей профессии.
Целью статьи является попытка с методологических и психолого-педагогических позиций обосновать важность изучения в профессионально-технических учебных заведениях основ художественно-технического творчества независимо от профиля подготовки будущих рабочих, но с учётом отличий.
В поиске социальной свободы и самоусовершенствования человек культивирует имманентные сущностные силы, являющиеся основой его креативной экзистенции, что отображается в дизайнерской деятельности. Дизайн является специфическим социокультурным феноменом, который с помощью проектной, творчески преобразовательной деятельности, направленной на предметную среду родового бытия человека, взаимно согласовывает несмежные, утилитарно-прагматические и экзистенциально-антропологические измерения предметного мира человеческого бытия с целью формирования гармоничного отношения человека к природе [3, С.7]. Современный дизайн как сверхиндивидуальная система с помощью разных проектов должен содействовать развитию дизайнерского сознания и культуры в каждом, кто причастен к созданию предметного мира человека (профессиональный дизайнер или инженер, техник, рабочий). Общество, формируя в личности высокие потребности, побуждает человека к гармонизации окружающего мира и саморазвития. И в этом процессе ведущая роль принадлежит образованию.
В контексте принципа системности на всех этапах дизайнерского процесса (или временного существования явления) должны прослеживаться непрерывные наиболее существенные связи, которые обеспечивают развитие дизайнерской деятельности. Признание всеобщности связи и всеобщего характера изменчивости бытия позволяет рассматривать феномены дизайна как такие, что находятся в процессе постоянных изменений. Усовершенствование или модернизация этих феноменов нуждается в постоянном обновлении знания, умений, навыков и обращения к ценностным ориентациям личности.
Роль дизайна изменялась во времени от нового вида искусства к технологии с разным соотношением художественных и технологических знаний, дополняя их познавательными ценностями и образцами поведения. Поскольку сегодняшний этап его развития можно назвать технократическим, то всё более важной становится проблема определения места дизайна в судьбе человечества и каждого отдельного человека, то есть должен состояться процесс одухотворения дизайна.
В эпоху зарождения ремесла потребительские качества изделий оценивались в единстве функциональных и эстетических измерений. В единичном производстве в предметах ручного труда соединялись технические достижения, комфортность для заказчика и качественная красота, что способствовало их эстетизации. Высококачественные вещи приобретали ценность и стоимость не только благодаря функциональности, но и достойному художественному оформлению. В эпоху мануфактуры и перехода к машинному производству благодаря разделению труда возникли условия для массового и стандартного производства, что делало невозможным индивидуализацию изделия. И в период перехода к серийному производству красота уже не могла быть гарантией качества. Поэтому и возникла проблема согласования практического удобства и красивого вида вещей, которого можно добиться с помощью художественно-технического творчества с учетом новых технологий производства.
Сегодня ситуация в промышленном производстве изменилась таким образом, что доля массового производства сократилась, уступая тем организационным формам, какие уместны при сложившихся региональных особенностях. Появились новые профессии, использующие такие технологии производства, которые еще недавно считались фантастическими (например, производство строительных элементов на принтере). Благодаря новым дизайнерским формам (солитоны, гиперкубы, торы, тороиды и тому подобное) современный дизайн превращается в сложный феномен, базирующийся на принципах холизма, полифункциональности, нестационарности, полилинийности и синкретизма. Поскольку они ориентируют на новые подходы к формообразованию, это также влияет и на дизайнерские решения. На протяжении всего периода, что осуществляется производство изделий, изменяются принципы формообразования, удостоверяя тем самым появление новых этапов в развитии дизайна.
Эволюция дизайна от технократизма к дизайну “человеческого духа” прошла три этапа становления современной дизайнерской мысли: первый – адекватное достижение наибольшей эффективности инженерно-технической, конструктивной и эстетической сторон деятельности, эффективности влияния дизайна на разнообразные стороны жизнедеятельности человека; второй – глубокое переосмысление заданий дизайна, сущности и социального функционирования технических и эстетических сторон объектов дизайна; третий – формирование теоретического формата дизайн-деятельности, акцентирующего внимание на социальных и антропологических факторах согласно с принципом “сделай себя сам” [3, С.20]. Изменение заданий на каждом этапе влияет на образовательную стратегию.
Основным назначением техники является повышение эффективности человеческого труда, поэтому технические устройства совершенствуются благодаря развитию научно-технического прогресса. Практически отсутствуют примеры, когда после усовершенствования изделий отмечалось бы ухудшение их эстетического вида. Ведь маркетинговый подход к производству заключается в том, чтобы создать изделие, в котором пожелания потребителей превращаются в продукт труда производителя. Поскольку желания изменяются достаточно часто, то возникает ситуация, на которую в своё время обратил внимание французский философ Ж.Бодрийяр в работе “Система вещей”: количество бытовых вещей стремительно растёт, все больше появляется потребностей, вновь созданные вещи всё быстрее умирают, а человек в повседневной жизни не способен до конца осознать технологическую реальность вещей, которые его окружают [1, С.10]. Посредственный человек не способен, а специалист должен на уровне своей профессиональной компетентности понимать связь внешнего вида и функций изделия с технологией его изготовления.
В контексте эволюции дизайна происходит динамическое развитие общества, в котором трансформация техносферы направлена на улучшение экономических стандартов жизни. Дизайн в технократическом обществе аккумулирует жизненный опыт и альтернативные экзистенциальные состояния, раскрепощает человеческий дух, освобождает его от “тяжести материальности”. Дизайн способствует выявлению креативной сущности субъекта, объективируя его потребности и интересы, а фундаментом процесса дизайнерской деятельности являются ее мотивы. Уже анализ творческих форм деятельности свидетельствует об определенной алгоритмизации дизайнерской деятельности: от механизма подражания социальному опыту к раскрытию творческих возможностей, к формированию способностей и раскрытию талантов каждой личности. Этот вывод является актуальным для образовательных стратегий, поскольку уже в начальной школе необходимо создавать условия для усвоения учениками социального опыта, в процессе чего они ищут собственную дорогу к будущей профессии.
Анализ учебных программ по трудовому обучению и технологии в общеобразовательной школе (в Украине) показал, что освоение творческой деятельности по механизму подражания социальному опыту происходит при помощи проектных технологий. Если в 5 классе ученики создают небольшие проекты, при помощи которых они погружаются в художественное конструирование, то в 6-9-х классах они постепенно приобщаются еще и к проектной деятельности. Таким образом, благодаря системной работе по вовлечению учеников в творческую деятельность средствами проектной технологии развивается образное мышление и формируются проектно-конструкторские умения.
Особенностью подросткового периода является то, что мышление направлено на художественные впечатления, побуждающие к предметным действиям. Это подтверждают и исследования Е. Голубевой, в результате которых установлена существенная зависимость качественных особенностей общей умственной и двигательной активности от индивидуального уровня активации личности. Выбор определенного вида деятельности и склонность к тем или другим занятиям зависят от уровня и своеобразия активности индивидуума в различных условиях жизни. Поэтому: ”Профессиональные склонности, которые ориентируются на желаемую сферу деятельности, неразрывно связанны с содержательными гранями личности, её мотивами и социальными установками” [4, С.153]. Различные уровни активированности мозга связаны с отличиями выраженности склонностей учеников к тем видам деятельности, в которых используются ”художественные образы”. Такие виды деятельности притягивают личностей с высшим уровнем общемозговой активированности. Важным выводом учёного является то, что высокую активированность к ”художественным образам” у подростков имеют оба полушария. Очевидно, это объясняется возрастными особенностями, когда психологические проявления еще не локализировались в правом полушарии, как у взрослых. В последующем обучении эта особенность должна учитываться по различным причинам: во-первых, художественно-образное мышление способствует лучшему усвоению сложной информации; во-вторых, умение оперировать образами способствует эффективному решению проблем; в-третьих, отсутствие условий для согласованной работы обоих полушарий негативно влияет на психическое состояние подростков, негативные эмоции подавляют умственную деятельность и способствуют возникновению стресса.
Если по окончании основной школы ученик поступает в ПТУЗ художественного направления, то будет наблюдаться соответствие выраженности его склонностей и характера процесса обучения, и что важно – будет использован предыдущий эстетический опыт. Намного сложнее будет ситуация в ПТУЗ технического профиля, ведь нужно установить, какое содержание профессионально ориентированных дисциплин имеет эстетический потенциал и с помощью какого механизма можно его реализовать.
Понять, как взаимодействуют образное и рациональное мышление, помогает структура образа. В образе каждого продукта производства выделяют два компонента: образность и предметность. В общем образность – это многокрасочность окружающего мира, которая воспринимается нашим сознанием в форме образов, а предметность – “это отнесение определенных чувственных характеристик нашего восприятия действительности к реально существующему предмету” [2, С.135]. Относительно продукта труда предметность рассматривается с точки зрения инженерного решения идеи и технологии его изготовления, а образность раскрывается за счет дизайнерского решения. В каждом продукте производства, средстве труда можно выделить эти компоненты. И в зависимости от активированности мышления рабочего они подчеркивают технический или художественный аспект рассматриваемого объекта.
Таким образом, приобщение учеников профессионально-технических учебных заведений художественного и технического направления к художественно-техническому творчеству вызвано потребностью в развитии не только художественно-образного, но и технического мышления, в формировании технологической культуры будущего специалиста. В этом контексте профессиональная подготовка будущих рабочих технического профиля должна организовываться с учётом интегративного подхода, когда система профессиональных знаний дополняется теми художественными и технико-технологическими знаниями, которые способствуют формированию и развитию проектно-конструкторских умений и творческого мышления. Изучение художественных основ в контексте профессии значительно повышает творческий потенциал учеников, развивая не только разные типы мышления, но и повышая мотивацию, общую успеваемость, влияет на формирование профессионально-культурной компетентности, способствует повышению профессионализма, повышает общекультурный уровень личности. Художественно-техническое творчество рассматривается как важный этап подготовки рабочего к будущей профессиональной проектно-конструкторской деятельности, а внедрение в учебно-воспитательный процесс профессионально-технических учебных заведений профессионально ориентированного дизайн-образования обеспечивает реализацию принципа преемственности в непрерывном образовании.

Библиографический список

1. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр. С. Зенкина. - М.: Рудомино, 1995.
2. Петрушенко В. Л. Епістемологія як філософська теорія знання: Моно¬графія. – Львів: Вид-во ”Львівська політехніка”, 2000.
3. Рижова І. С. Дизайн як фактор гармонізації відносин суспільства і особистості: методологічні засади. Автореф. дис. докт. філософ. наук. Київ, 2008.
4. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. – М.: Педагогика, 1989.
Locked

Return to “«Теоретические и методологические основы дизайна»”