Секция "Графический дизайн". Волкова А.А. (г.Тула)
Posted: 20 May 2013, 17:47
УДК 747.012:75Рерих
Волкова А.А. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
«САНКТА» НИКОЛАЯ РЕРИХА
«SAINT» NICHOLAS ROERICH
Статья посвящена вопросам духовности живописи Николая Рериха. Изучаются философские взгляды художника на материальность и прагматичность современного мира.
Ключевые слова: духовность в искусстве и дизайне
The article is devoted to spirituality painting of Nicholas Roerich. We study the philosophical views of the artist on the physicality and pragmatism of the modern world.
Keywords: morality, sensuality in art and design
В истории русской живописи есть много имен известных во всем мире. Многие великие художники в своем творчестве затрагивали темы духовные, душевные, личностные. Многие писали о своих переживаниях, в основном для своих соотечественников, для себя, для близких и родных. Однако иногда духовность стремились показать или попытаться объяснить людям с другой культурой, верой, смыслом и образом жизни. И именно тогда ценности нашей русской души становились более понятными и близкими для иностранцев.
Имя Николая Константиновича Рериха известно во многих странах огромного мира. Его картины завораживают, погружают в себя и заставляют задуматься нас о смысле жизни, о вечных ценностях, бренности бытия и о чем-то великом и близком каждому. В его творчестве существует одна необычная серия картин. Эта серия носит название «Санкта», то есть «Святые». Она посвящена духовным ценностям русского монашества, но необычность ее заключается скорее в том, что написана специально для людей с другой культурой, а именно для американцев.
В 1922 году Николая Константиновича Рериха пригласили в Чикаго, в Институт искусств. Попав в Америку, Рерих был поражен миру технического прогресса. Прогресс шагал по стране семимильными шагами. Радио. Кино. Электрификация. Машины. Массовое производство. Однако тонкая душа художника смогла уловить не только плюсы глобального прогресса, но и почувствовала опасность, которую таил подобный прорыв. Вокруг царил суровый прагматизм, ко всему люди относились как к бизнесу.
Рерих как философ понимал, что отсутствие прочной духовной базы может сделать недолговечным любое, пусть даже самое выгодное начинание.
Николай Константинович решает привлечь внимание американцев к духовным ценностям, возможному фундаменту для строительства новой сильной нации. Он создает серию картин, повествующую о духовном учении Сергия Радонежского, духовного наставника и вдохновителя русского монашества. Рисуя монастырскую жизнь, Рерих стремится открыть красоту внутреннего мира человека, его единство с природой, миром и духом. Картины написаны примерно в одно время, поэтому сложно сказать о последовательности. Скорее их надо смотреть совместно.
Однако начало явно просматривается в картине «И мы открываем врата». С одной стороны можно увидеть открытие врат в новый духовный мир для человека, с другой стороны можно увидеть как тяжелые, массивные стены отделяют внешний мир от внутреннего монастырского. Этот мотив (открытие врат) становится символом не только преодоления некой изолированности монашеского мира, а скорее о том, что человек ведущий духовную жизнь должен принимать активное участие в жизни всего общества, государства, мира в целом. В этом произведении можно так же увидеть намек на преодоление некого изоляционизма, который был свойственен Америке в 20-х годах прошлого века. В этой картине многие философы видят призыв к преодолению любых границ способных отделить человека от мира, независимо от их названия – будь то стереотипы, догмы, рамки, мифы и т.д.
Работа «И мы трудимся» глубоко символична. Золотом наполнено поле, светится оно, и не сразу можно увидеть фигуры ссутулившихся монахов. Их монотонный труд тяжек и скучен, но именно этот физический труд позволяет остальным совершенствоваться духовно. Метафора Николая Константинович понятна: подлинная, настоящая ценность труда заключается в нравственном и духовном совершенствовании. В Америке в то время существовало совершенно другое представление о труде: труд - работа - достижение материального блага.
Темы духовности труда развиваются в картине « И мы продолжаем лов». Темный закат, волны и ветер. Последние силы отдают люди на ловлю рыбы, они ловят рыбу или может это наши души, потерявшиеся в бушующем море жизни.
Эта серия картин пробуждает в человеке вопросы о бренности бытия и о смысле жизни. Особняков в серии стоит картина «И мы несем свет». Золотые, теплые стены монастыря остаются позади, а небольшая группа монахов устремилась в холодный, чуждый мир. Они несут свет. Они несут духовное в массы. В этом действии объединяется простая человеческая щедрость и жертвенное служение. Как те монахи Николай Константинович Рерих несет свет в души людей. Он стремится зажечь в нас огонь души, мысли, добра и сострадания.
Название всех шести картин начинается со слов «И мы…» Таким незаурядным приемом Рерих пытается расширить границы, дать каждому возможность почувствовать свою причастность, связь и с Русью, и с традициями русского монашества и с самим Рерихом. Данная тема весь актуальна в современном российском мире, который стремительно развивается. Сегодня благодаря науке мы можем многое построить! Главное только помнить, зачем и для кого.
Волкова А.А. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
«САНКТА» НИКОЛАЯ РЕРИХА
«SAINT» NICHOLAS ROERICH
Статья посвящена вопросам духовности живописи Николая Рериха. Изучаются философские взгляды художника на материальность и прагматичность современного мира.
Ключевые слова: духовность в искусстве и дизайне
The article is devoted to spirituality painting of Nicholas Roerich. We study the philosophical views of the artist on the physicality and pragmatism of the modern world.
Keywords: morality, sensuality in art and design
В истории русской живописи есть много имен известных во всем мире. Многие великие художники в своем творчестве затрагивали темы духовные, душевные, личностные. Многие писали о своих переживаниях, в основном для своих соотечественников, для себя, для близких и родных. Однако иногда духовность стремились показать или попытаться объяснить людям с другой культурой, верой, смыслом и образом жизни. И именно тогда ценности нашей русской души становились более понятными и близкими для иностранцев.
Имя Николая Константиновича Рериха известно во многих странах огромного мира. Его картины завораживают, погружают в себя и заставляют задуматься нас о смысле жизни, о вечных ценностях, бренности бытия и о чем-то великом и близком каждому. В его творчестве существует одна необычная серия картин. Эта серия носит название «Санкта», то есть «Святые». Она посвящена духовным ценностям русского монашества, но необычность ее заключается скорее в том, что написана специально для людей с другой культурой, а именно для американцев.
В 1922 году Николая Константиновича Рериха пригласили в Чикаго, в Институт искусств. Попав в Америку, Рерих был поражен миру технического прогресса. Прогресс шагал по стране семимильными шагами. Радио. Кино. Электрификация. Машины. Массовое производство. Однако тонкая душа художника смогла уловить не только плюсы глобального прогресса, но и почувствовала опасность, которую таил подобный прорыв. Вокруг царил суровый прагматизм, ко всему люди относились как к бизнесу.
Рерих как философ понимал, что отсутствие прочной духовной базы может сделать недолговечным любое, пусть даже самое выгодное начинание.
Николай Константинович решает привлечь внимание американцев к духовным ценностям, возможному фундаменту для строительства новой сильной нации. Он создает серию картин, повествующую о духовном учении Сергия Радонежского, духовного наставника и вдохновителя русского монашества. Рисуя монастырскую жизнь, Рерих стремится открыть красоту внутреннего мира человека, его единство с природой, миром и духом. Картины написаны примерно в одно время, поэтому сложно сказать о последовательности. Скорее их надо смотреть совместно.
Однако начало явно просматривается в картине «И мы открываем врата». С одной стороны можно увидеть открытие врат в новый духовный мир для человека, с другой стороны можно увидеть как тяжелые, массивные стены отделяют внешний мир от внутреннего монастырского. Этот мотив (открытие врат) становится символом не только преодоления некой изолированности монашеского мира, а скорее о том, что человек ведущий духовную жизнь должен принимать активное участие в жизни всего общества, государства, мира в целом. В этом произведении можно так же увидеть намек на преодоление некого изоляционизма, который был свойственен Америке в 20-х годах прошлого века. В этой картине многие философы видят призыв к преодолению любых границ способных отделить человека от мира, независимо от их названия – будь то стереотипы, догмы, рамки, мифы и т.д.
Работа «И мы трудимся» глубоко символична. Золотом наполнено поле, светится оно, и не сразу можно увидеть фигуры ссутулившихся монахов. Их монотонный труд тяжек и скучен, но именно этот физический труд позволяет остальным совершенствоваться духовно. Метафора Николая Константинович понятна: подлинная, настоящая ценность труда заключается в нравственном и духовном совершенствовании. В Америке в то время существовало совершенно другое представление о труде: труд - работа - достижение материального блага.
Темы духовности труда развиваются в картине « И мы продолжаем лов». Темный закат, волны и ветер. Последние силы отдают люди на ловлю рыбы, они ловят рыбу или может это наши души, потерявшиеся в бушующем море жизни.
Эта серия картин пробуждает в человеке вопросы о бренности бытия и о смысле жизни. Особняков в серии стоит картина «И мы несем свет». Золотые, теплые стены монастыря остаются позади, а небольшая группа монахов устремилась в холодный, чуждый мир. Они несут свет. Они несут духовное в массы. В этом действии объединяется простая человеческая щедрость и жертвенное служение. Как те монахи Николай Константинович Рерих несет свет в души людей. Он стремится зажечь в нас огонь души, мысли, добра и сострадания.
Название всех шести картин начинается со слов «И мы…» Таким незаурядным приемом Рерих пытается расширить границы, дать каждому возможность почувствовать свою причастность, связь и с Русью, и с традициями русского монашества и с самим Рерихом. Данная тема весь актуальна в современном российском мире, который стремительно развивается. Сегодня благодаря науке мы можем многое построить! Главное только помнить, зачем и для кого.