УДК 747.012:76
Волкова А.А. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
ИМЕНА В ГРАФИКЕ «МИРА ИСКУССТВА»
NAMES IN GRAPHICS «WORLD OF ART»
Статья посвящена особенностям графики художников объединения «Мир искусства». Изучается специфика работы над гравюрами А.П. Остроумовой-Лебедевой, А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и В.А.Серовым.
Ключевые слова: графика, гравюры, объединение «Мир искусства»
The article is devoted to features graphic artists association "World of Art". We study the specificity of the work on the prints Ostroumova-Lebedeva, Benois, Somov and Serov.
Keywords: drawing, printmaking, the "World of Art"
На рубеже XIX и XX веков в России появился весьма интересный журнал. Основанный С. Дягилевым в 1899 году «Мир искусства» играл в России роль, подобную английскому The Studio или немецкому PAN’y. Этот журнал стал площадкой для публикаций гравюр таких авторов как В. Серов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Бенуа и д.р.
Долгое время в России печатная графика воспринималась как прикладной вид искусства. Гравюры не рассматривались как самостоятельные художественные произведения, они воспринимались как копии или средства тиражирования знаменитых произведений искусств. В XIX веке в России появилось достаточное количество великолепных, талантливых графиков, которые создавали произведения, способные конкурировать с классическими видами искусства.
Значение деятельности «мирискуссников» тяжело переоценить. Благодаря их работе в книге, плакате, открытке и иллюстрации эти виды графики выдвинулись на уровень большого искусства в России. Надо отметить, что на рубеже веков именно в графике в русском искусстве пробовались многие новаторские идеи.
Впервые в России художники стали задумываться не над созданием отдельной иллюстрации или картинки к тексту, а стремились создать единое произведение искусства – книгу. Этот синтетический метод в дальнейшем ляжет в основу типографики. В этом состоит причина того, что как таковой гравюрой, мастера «Мира искусства», кроме А. Остроумовой-Лебедевой, интересовались мало. Графика для них всегда была частью целого, неделимого произведения, будь то книга, книжная иллюстрация или фрагмент серии (например, известные литографированные альбомы 1920-х годов).
Часто в журнале встречаются литографированные портреты - они тоже впоследствии составят серию: так называемую «портретную галерею», которую позже издадут отдельным альбомом. (15 литографий русских художников. Спб.:изд. Мир искусства, 1900).
Печатная техника для большинства художников являлась средством тиражирования своих работ, в основном рисунков. Тонкую линейную структуру рисунка хорошо передавала цинкография. Именно поэтому она была очень распространена среди художников «Мира искусства». Поэтому цинкографию часто называют «авторской» техникой мирискусников. Очень показателен метод работы выдающихся художников над иллюстрацией. А.Н. Бенуа и К.А. Сомов искали окончательный вариант не в рисунке - оригинале, а корректируя оттиск за оттиском. В архиве гравюр А.Бенуа сохранилось множество оттисков несколько раз переработанных, иногда даже пером поверх эстампа. А.П. Остроумова-Лебедева часто начинала работу над доской вообще без предварительных рисунков-эскизов.
Мирискусники редко работали в классических техниках. В основном их работы – это литографии, но специфические ее особенности мало интересовали художников (непосредственно на камне мало кто из них работал). Офорт был близок только В.А.Серову. В этом можно увидеть дань его учителю – великому мастеру предыдущего периода В. Матэ.
Традиции, заложенные журналом «Мир искусства» продолжались главным редактором «Аполлона». Многие подходы, сформированные мирискусниками применяются до сих пор в современной типографике.
Секция "Графический дизайн".Волкова А.А. (г.Тула)
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 315
- Joined: 11 Mar 2013, 11:00