Денякина О.А. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"

IX Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 218
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Денякина О.А. СЕКЦИЯ "Графический дизайн"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 74

Денякина О.А. (Россия, г. Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет)
Denyakina O.A. (Voronezh, Russia, Voronezh State Pedagogical University)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
SOCIAL POSTER AS A MEANS OF COMMUNICATION


Аннотация: в данной работе рассматривается социальный плакат как средство визуальной коммуникации с обществом, через призму времени. Проведен анализ свойств плаката, а также отдельных иллюстративных жанров и символов, способных влиять на смысл транслируемого. Даны примеры плакатной деятельности прошлого столетия.
Annotation: In this paper, the social poster is considered as a means of visual communication with society, through the prism of time. The properties of the poster, as well as individual illustrative genres and symbols that can influence the meaning of the broadcast, are analyzed. Examples of poster activity of the last century are given..
Ключевые слова: плакат, средство агитации, графический дизайн, знаки и символы, средство визуальной коммуникации
Key words: poster, propaganda tool, graphic design, signs and symbols, visual communication tool


Характерной особенностью современности является быстро растущий объем визуальной информации. В связи с этим ключевую роль играет налаживание линий коммуникаций с большим количеством людей в один отрезок времени, что сделать достаточно проблематично. Поэтому на помощь приходит визуальный язык графики, становясь важнейшим связующим элементом. Появляется возможность на постоянной основе транслировать информацию, которая понятна каждому зрителю.
С развитием визуальной коммуникации в рекламе и плакатах начинают появляться иллюстративные жанры, символы и знаки-ориентиры. В современном понимании символов необходимо уделять особое внимание быстрому зрительному восприятию объекта, поскольку они несут определенный смысл.
Яркий пример еще из прошлого века, который не потерял известность и актуальность до нынешних дней — так называемый «Голубь мира». Этот графический рисунок всемирно известного испанского художника Пабло Пикассо с 20 апреля 1949 года является символом всех сторонников движения за мир. Еще один лаконичный графический символ, который повсеместно использовался на плакатах и открытках советского периода и до сих пор не потерял свою актуальность — красная гвоздика. Это символ весны, труда и победы.
Также установленными символами неизменного смысла можно считать все государственные гербы стран и городов мира, эмблемы общественных организаций, политических партий [5, с. 50].
Плакат как вид изобразительного искусства появился примерно в середине XIX века, но сегодня, как и прежде перед этим жанром, стоят серьезные задачи. Они требуют от дизайнера полной мобилизации творческих ресурсов, высокой степени ясности мышления, а также гибкости и адаптивности в использовании визуального языка.
Язык эффективного плаката подразумевает предельно ясный и однозначный подход. Его выразительный образ, который объединяет содержание и художественную форму, способен увлекать и убеждать. Художник должен обладать четким и глубоким пониманием происходящего в мире, а также ясной социальной позицией. Плакатисты обязаны соответствовать требованиям, которые ставит перед ними жизнь, отражая актуальные тенденции времени во всех их проявлениях [1, с. 647].
Плакатное искусство посредством визуальной коммуникации очень четко и определенно воздействует на зрителя. Необходимые свойства успешного плаката: информативность, читаемость, запоминаемость, сугубая индивидуальность и выразительность.
Главным критерием качества плаката служит его эффективность, которая определяется в процессе разработки дизайна и техническое воплощение замыслов. Эффективность подачи материала и методы выразительности плаката напрямую зависят от профессиональных графических приемов подачи материала [3].
Графический дизайнер по роду своей профессиональной деятельности должен разбираться в структуре визуальной коммуникации: текст, содержание и изображение. Он визуализирует информацию таким образом, чтобы ее сигналы для зрителя были очень понятными и однозначными. Дизайнер-график здесь выступает в роли визуального коммуникатора. Он следует концепции функционализма и учитывает в своей работе все стильные тенденции, использует модные направления, которые особенно заметны в рекламных плакатах.
Для передачи информации зрителю дизайнер часто использует различные приемы визуальных коммуникаций, включая психологические факторы. На психологизме и четкой социальной позиции и построены все агитационные плакаты Советского Союза 1917 года. Пропагандистские плакаты использовали лаконичные, но выразительные визуальные образы, а слоганы отличались запоминаемостью. Во время Гражданской войны они частично заменили газеты, утоляя жажду информации у рабочего класса. Основные задачи плаката заключались в рекламе, пропаганде и информировании.
Среди ранних революционных плакатов выделяются работы Д.С. Моора, В.В. Маяковского, М.М. Черемных и В.Н. Дени. Каждый из этих художников обладал уникальным стилем и техникой. В.Н. Дени, известный карикатурист, привнес в советский плакат элемент острой сатиры. Его работы безжалостно высмеивали политиков, капиталистов и сторонников компромиссов. Художник Д.С. Моор говорил о плакате как о «сокрушительном ударе по классовому врагу, инструменте мобилизации масс, которому необходимо уделять должное внимание».
Современный плакат является зеркалом технологических достижений и культурной эволюции государства. В процессе его разработки ключевое значение имеет трансляция идей, обладающих общественной значимостью и отражающих текущие события. Искусство социального плаката служит ключевым инструментом для трансформации общества и поддерживает социальные традиции и инициативы, которые возникают в соответствии с изменениями в государственной инфраструктуре и культурной жизни.
Поиск нового образа будущего являются важной задачей для социального плаката. Визуальные коммуникации в этой сфере можно рассматривать как отражение общественного развития. Поэтому жанр социального плаката никогда не исчезнет; он обладает уникальными качествами, способствующими целостному подходу к актуальным проблемам.
Плакат представляет собой сложный жанр монументальной графики. Основная идея в плакате должна быть выражена четко и ясно, иногда в виде афоризма, при этом сохраняя глубину мысли. Авторы статей Е.В. Лопасова, В.И. Паллотта и М.А. Смирнова приводят примеры лаконичности и конкретности в плакатах, когда дизайнеру необходимо профессионально применять все законы и приемы создания декоративной композиции. Используя художественные коммуникационные каналы, искусство визуализации, с точки зрения этики и эстетики, охватывает гуманистические, социальные и образовательные проблемы, где культурные и нравственные ценности способствуют личностному развитию.
Социальный плакат представляет собой комплекс визуальных коммуникаций, способных воздействовать на разные слои общества. Он может способствовать нормализации современного общества, а также сохранению и обогащению культурных ценностей страны.

Библиографический список

1. Бегидова С.Н., Василенко П.Г. Стилизованное рисование как особый вид художественного творчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - № 3 (183). - С. 15-21.
2. Бабурина Н.И. Русский плакат. - М.: «Художник РСФСР», 1988.
3. Вартановам Л.К. Интернациональный язык графического дизайна // Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн/коллективная монография. - Стерлитамак, 2017. - С. 22-29.
4. Вартанова Л.К. Методы развития творческой идеи в процессе обучения будущих дизайнеров // Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. - М., 2017. - С. 520-522.
5. Лопасова Е.В., Паллотта В.И. К вопросу формирования у студентов понятия «декоративность» как базовой основы формирования профессионального мышления на занятиях монументальной живописью // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. Материалы 2-й международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2012. - С. 49-55.
6. Смирнова М.А. Ассоциативная композиция // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. - М., 2018. - С. 407-412.
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”