УДК 811
Цуй Цзе, студентка
Россия, Киров, ВятГУ
Светлова Ольга Юрьевна, канд. филол. наук
olgarem2@yandex.ru
Россия, Киров, ВятГУ
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ В ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА
В статье представлен состав и классификация старославянизмов, встретившихся в нашем материале (поэтические тексты Н. Гумилева). Отдельно выделены старославянизмы, имеющие фонетические, морфологические и семантические признаки. Мы делаем вывод, что в поэзии Н. Гумилева достаточно частотны старославянизмы всех видов, они являются стилеобразующими и смыслообразующими элементами.
Мы определили несколько функций, которые выполняют старославянизмы в поэтических текстах Н. Гумилева. Они а) выделяют тему смерти, религии, отрыва от обыденности и т.п.; б) придают речи торжественность, служат средством создания высокого слога; в) выполняют версификационную функцию.
Ключевые слова: старославянизмы, фонетические старославянизмы, морфологические старославянизмы, семантические старославянизмы, поэзия Н. Гумилева, поэтический текст, функции старославянизмов.
Старославянский язык – язык древнейших памятников литературы славян. Исследователи отмечают его особую роль в формировании и развитии русского литературного языка [1; 2]. Еще в XVIII веке русские классицисты сформировали из наиболее жизнеспособных старославянизмов значительный ресурс выразительных средств, элементы которого приобрели значение стилистической категории [3, с. 105].
В истории лингвистики термин трактуется исследователями неоднозначно. Б. Успенский отмечает: «В разные эпохи и в разной перспективе славянизмы могут пониматься либо как слова церковнославянского происхождения, либо как слова, представленные в церковных книгах, либо как архаизмы, либо как книжные элементы, не употребительные в разговорной речи; это обусловливает в свою очередь возможность ассоциации славянизмов с архаическими русизмами» [4, с. 10]. Мы понимаем под термином «старославянизмы» особую группу слов, заимствованных из старославянского (церковнославянского) языка, имеющую характерные фонетические, морфологические и семантические признаки.
На протяжении трех последних столетий лексика старославянского происхождения активно используется в поэтических текстах. Поэзия Н. Гумилева изобилует такими заимствованиями. В нашем материале встретилось 133 лексемы старославянского происхождения и 207 случаев их употребления.
Фонетические старославянизмы представлены лексемами, в которых имеются следующие характерные признаки:
1. Неполногласия на месте русских полногласных сочетаний. Ср.: страна 12, сладкий 5, храм 4, средь 4, древний 3, странный 3, влага 2, предо (мной) 2, предместье 2, прекрасный 2, власть 2, сладко, предсмертный, презрительный, предстать, презренный, предаться, преступный, среди, древко, древо, древний, Млечный, властитель, подвластен, враг, плен, пленительно, пленительный, насладиться, сладостный, краткий, здравье, владыка, времена, враждующий, мрак, пред (смертью), хранить, Превозноситель, престол, предел – 42 лексемы, 72 случая употребления.
3. Сочетание -жд- на месте русского -ж-. Ср.: между 2, вождь 2, надежда 2, жажда 2, жаждать, прежде, осужден – 7 лексем, 11 случаев употребления.
4. Старославянское -щ- на месте русского -ч-. Ср.: нищий 2, пещера, пещерка, священный, хвощ, немощный – 6 лексем, 7 случаев употребления.
5. -Е- перед твердым согласным на месте русского -ё-. Ср.: небо 5, перст, вселенная – 3 лексемы, 7 случаев употребления.
6. Начальное е- на месте русского о-. Ср.: единственно, единорог – 2 лексемы, 2 случая употребления.
7. Начальное ю- на месте русского у-. Ср.: юг – 1 лексема, 1 случай употребления.
8. Начальное ра- на месте русского ро-. Ср.: равняться – 1 лексема, 1 случай употребления.
Встретившиеся в нашем материале старославянизмы, несущие словообразовательные приметы, можно разделить на следующие группы:
1. Сложные слова с первой частью благо-, велико-, высоко-, зло-, бого-, право- и т.п. Ср: высокомерный 2, благовонье, благосклонный, своеволье, великолепный, поблагодарить, красноречивый, злословье, богородица, крестообразно, присносущий, православье – 12 лексем, 13 случаев употребления. Среди сложных слов есть произведенные методом калькирования с греческих образцов, например, богородица.
2. Слова с приставками воз-, вос-. Ср.: воздух 5, возненавидеть 2, восторг, воззвать, восток, восстающий, воздать, вознести, возвращаться, возревновать – 10 лексем, 15 случаев употребления.
3. Действительные причастия настоящего времени с суффиксами -ущ, -ащ. Ср.: бегущий 2, вечереющий, усыпляющий, пылающий, огневеющий, холодеющий, тонущий, бьющий, пахнущий, слепящий, говорящий, цветущий, встающий, мерцающий, клеймящий, чернеющий, стремящийся, лобзающий – 18 лексем, 19 случаев употребления.
4. Абстрактные существительные с суффиксами -зн’-, -тв-, -ын’-, -ниj-, -иj-, -ств-, -зн-. Ср.: жизнь 4, болезнь, молитва, твердыня, святыня, волхвование, борение, бытие, торжество, тризна – 10 лексем, 13 случаев употребления.
5. Существительные с приставкой со-, из-. Ср: соблазн 2, избранник – 2 лексемы, 3 случая употребления.
6. Существительные с суффиксами -ар’, -ч-, обозначающие лицо. Ср.: мытарь, зодчий – 2 лексемы, 2 случая употребления.
В нашем материале встретились и семантические старославянизмы. Среди них мы выделили следующие семантические группы.
1. Слова, обозначающие явления, связанные с идеологией Христианства. Ср.: бог 14, Господь 4, путь 3, рай 2, монах 2, блаженный 2, святой 2, Господен, панихида, лобзать, священный – 11 лексем, 33 случая употребления.
2. Слова со значением частей тела. Ср. уста 4, око, длань – 3 лексемы, 6 случаев употребления.
3. Слова, обозначающие предметы церковного обихода. Ср.: нард – 1 лексема, 1 случай употребления.
Отдельно следует сказать о лексемах, для которых старославянский язык оказался посредником между русским и другими языками – обычно латинским, греческим, древнееврейским. Ср.: скрижаль 2 (др. еврейск.), Евангелие (греч.), причастье (калька лат.), Пророк (греч.), демон (греч.) Иуда, Петр, Иоанн, Георгий, Иерусалим – 10 лексем, 11 случаев употребления. Все это слова, которые так или иначе отражают Библейские реалии, имена и географические названия, связаны с Библейской историей.
Мы определили несколько функций, которые выполняют старославянизмы в поэтических текстах Н. Гумилева:
А) Выделяют в поэтическом тексте темы смерти, религии, отрыва от обыденности и т.п. Эти темы мыслятся поэтом связанными с темой Христианства, поэтому для их воплощения неизменно привлекаются христианские реалии, выражающиеся лексикой старославянского происхождения.
Ср.: Такой и явится, наверно,
Людская немощная плоть,
Когда ее из тьмы безмерной
В час судный воззовет господь (Н. Гумилев. «Нет, ничего не изменилось…»);
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне (Н. Гумилев. Заблудившийся трамвай).
Б) Придают речи торжественность, служат средством создания высокого слога.
Ср.: Я – угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле (Н. Гумилев. Память).
В) Выполняют версификационную функцию – соблюдение стихотворного размера.
Ср.: И совсем не в мире мы, а где-то
На задворках мира средь теней.
Сонно перелистывает лето
Синие страницы ясных дней (Н. Гумилев. Канцона вторая);
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век (Н. Гумилев. Рабочий).
Однако следует отметить, что версификационная функция не является в данных контекстах единственной и даже доминирующей. Например, в стихотворении «Рабочий» предлог с неполногласием – единственный старославянизм, использованный в описании рабочего, изготавливающего пулю, которая убьет в финале лирического героя: И Господь воздаст мне полной мерой / За недолгий мой и горький век (Н. Гумилев. Рабочий). Предлог пред, с одной стороны, подчеркивает контраст между обыденностью повседневного труда рабочего и значительностью его итогов, последствий, а с другой стороны, поднимает эту обыденность на одну высоту с самыми значительными в жизни человека событиями. В финале звучит тема смерти, которая реализуется за счет использования старославянизмов Господь и воздать.
Таким образом, в поэзии Н. Гумилева достаточно частотны старославянизмы всех видов (фонетические, морфологические, семантические), они являются стилеобразующими и смыслообразующими элементами.
Список литературы
1. Киынова Ж.К. Старославянизмы как историко-культурный феномен: синхрония VS. диахрония: Монография. М., 2014. 232 с.
2. Маллалиев Г.Н. Полифункциональность старославянизмов в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2008. №1. С. 105-109.
3. Маллалиев Г.Н. Полифункциональность старославянизмов в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова… С. 105-109.
4. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII – начала XIX века. М., 1985.
Секция "Лингвистика". Цуй Цзе, О.Ю. Светлова (Киров)
Moderators: Irina Tivyaeva, Elena Zelenina
-
- Posts: 167
- Joined: 01 Dec 2011, 12:53