УДК 658.512.2
Пучкова А. Ю. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
АНАЛИЗ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКОЙ КОЛЯСКИ
Рассмотрено и проанализировано формообразование детской коляски.
Детская коляска - это специальное приспособление, служащее для транспортировки детей. В настоящее время она является незаменимым атрибутом в уходе и присмотре за чадом, а сам малыш во время прогулки предстает в виде путешественника и благодаря коляске знакомится с окружающим миром.
Первые детские коляски не отличались удобством, надежностью и безопасностью, но, тем не менее, стали желанным товаром для многих семей с большим количеством детей.
История детской коляски началась с изобретения Уильяма Кента. Ее конструкция давала возможность перемещать ребенка лишь в сидячем положении, а ручка, расположенная спереди, позволяла катить ее за собой или впрягать в нее пони/большую собаку/осла. Удобным нововведением стало перемещение ручки назад. Запатентовал данное изобретение Чарльз Бэртон в 1853 году. Благодаря этому коляску стало катить намного удобнее, но конструкция самой коляски продолжала повторять взрослые повозки, из-за чего детей приходилось продолжать возить в сидячем положении. Данная ограничение наложило запрет на использование колясок для детей младше 2 лет, ведь случаи выпадения малышей из своих транспортных средств были совсем не редки.
В Америке детские коляски появились в 1830 году благодаря Бенджамину Крэндэллу, а дальше его изобретения совершенствовал сын Джесси Крэндэлл. Модели начали дополняться различными нововведениями. Так, у коляски появились тормоза и специальное крепление для зонта, чтобы защищать ребенка от дождя.
Завершение XIX века ознаменовалось изменением формы детской коляски: она приобрела вид люльки на колесах. Поистине новаторским решением стало введение в 1889 году ручки, которая перекидывалась с одной стороны коляски на другую, благодаря чему стало возможным катить ребенка лицом или спиной вперед. Это изобретение принадлежит Уильяму Ричардсону. Также он добавил специальные колеса, которые вращались на 360 градусов.
С течением времени конструкция и форма коляски только совершенствовалась: сменились материалы (дерево заменил пластик), благодаря чему коляска стала легче и прочнее; появились подножки; сама корзина стала глубже, вместительнее и просторнее; высокие борта повысили безопасность использования, также коляски стали ниже.
Стремясь решить проблему больших габаритов коляски, которые мешали в путешествиях и затрудняли передвижение, начали использовать легкие алюминиевые рамы и конструкцию, позволяющую складывать коляску.
Настоящим открытие оказалось изобретение Оуэна Макларена в 1965 году коляски-трости. Теперь везти коляску стало намного проще: алюминиевый корпус, облегчающий всю конструкцию, и маленькие габариты позволяли передвигать ее всего одной рукой. Благодаря этому изобретению путешествия и передвижения стали еще удобнее. Выпуск данных моделей с момента изобретения и по настоящее время производит компания «Maclaren».
В 1980 году на улицах городов начал появляться новый вид детских колясок - трехколесные. Данное изобретение принадлежит Филу Бэчлеру, который как-то раз захотел пробежаться со своим маленьким сыном в коляске. К сожалению, четырехколесная конструкция не могла выдержать скорости передвижений, и тогда Фил Бэчлер в своем гараже соорудил трехколесную коляску из двух велосипедов. Это революционное изобретение пришлось по нраву многим родителям.
Наряду с трехколесными колясками появились специальные спортивные модели, позволяющие заниматься спортом вместе с ребенком. Такие коляски также имеют три колеса, но сзади располагается конструкция, похожая на велосипед.
Все многообразие детских колясок можно разделить на два вида: коляски для новорожденных и прогулочные коляски. Они отличаются не только своим внешним видом, но и предназначением.
Коляски первого вида изобретены специально для самых маленьких малышей. Новорожденных перемещают в них только тогда, когда они спят. Конструкция данных моделей предполагает только лежачее положение ребенка в ней. Внешние атрибуты (накидка, тент и т.д.) позволяют защитить чадо от воздействий окружающей среды (дождя, солнца, ветра, насекомых и т.д.).
Второй тип колясок - уже для детей постарше. В данных моделях ребенок может не только сидеть, но и лежать, ведь ее конструкция предполагает регулирующийся наклон спинки, позволяющий располагаться ребенку в удобной ему позе. Утепленные накидки и чехлы-конверты также защищают от непогоды: холода, дождя, снега и т.д.
Некими подклассами являются коляски-трансформеры и складывающиеся коляски. Первые имеют оригинальную конструкцию, позволяющую разбирать и собирать ее по своему усмотрению. Так, чаще всего такие модели имеют три возможные вариации: корзинка для новорожденного, прогулочное сидение и автолюлька-переноска. Подобные коляски очень практичны и удобны: можно не покупать несколько колясок, а обойтись всего одной.
Невозможно обойти стороной и складывающиеся коляски. Родителям, которые много путешествуют или предпочитают мобильные передвижения, не представляющие труда, не обойтись без такой коляски. Их существует два вида: коляскитрости и складывающиеся «книжкой». Оба вида отличаются легкостью и практичностью, а конструкции позволяют складывать их одной рукой, другой держа ребенка. Также плюсом является компактность в сложенном состоянии, что является важным фактором для семей, живущий в маленьких квартирах.
Конечно, мир не стоит на месте и старые модели детских колясок сменяют новые, более новаторские и удобные. Дизайнеры, проектируя новые модели, стараются выделиться не только практичностью, но и оригинальным внешним видом.
Так, Castiglionemorellidesign и дизайнер Rafael Vinader Balibre изобрели интересную коляску. В сложенном состоянии она представ-ляет собой обычный чемодан, но стоит откинуть спинку, и он превратится в удобную модную детскую коляску.
На одной из японских выставок студентом была представлена детская коляска, выполненная из экологически чистых материалов и оснащенная солнечными батареями, с помощью которых заряжаются игрушки для малыша и плеер для родителей. Изобретение весьма сомнительно в плане пользы и удобства, но вполне отвечает требованиям моды на все экологичное.
Многофункциональную и модернистическую модель создал дизайнер Асканио Афан де Ривера. Его детская коляска представляет собой детально проработанный проект, где учтены все недостатки и достоинства прежних колясок. Так, ручки в ней расположены вертикально, а не горизонтально, что намного удобнее, так как кисти рук не так быстро устают. Также стоит отметить наличие на ручках контейнеров для еды и воды для малыша. Полезной функцией является то, что эта коляска может принимать как горизонтальное положение, так и вертикальное, что позволяет использовать ее со дня рождения ребенка и до нужного возраста. То есть данная коляска не имеет возрастных ограничений.
Еще одним достоинством данной модели детской коляски является то, что она спокойно может пройти такие препятствия, как бордюр или ступенька. Выполнить этот маневр позволяет специальная система колес, где кроме трех основных имеется одно вспомогательное, которое при прохождении препятствия принимает на себя вес коляски, что способствует ее безопасному проезду.
В настоящее время детская коляска это уже не роскошь, а необходимость. Это настолько привычная вещь в нашей жизни, что, кажется, без нее невозможно обойтись. Проектируя детскую коляску, необходимо гнаться не столько за красотой (хотя она тоже не маловажна), сколько за удобством и безопасностью, учитывая необходимые эргономические особенности.
На данный период времени коляски приобрели красивый внешний вид и удобную, практичную конструкцию. Но совершенству нет предела! Дизайнеры будут продолжать придумывать и проектировать новые модели, которые бы отвечали всем требованиям безопасности и не имели минусов, которые были бы долговечными, но не слишком дорогими, которые бы пришлись по душе как родителям, так и их деткам.
Библиографический список
1. Информационно-правовой портал Гарант.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/4179177/, свободный – 10.04.17
2. БэйбиКи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://babiki.ru/blog/interesting/17541.html, свободный – 10.04.17
Пучкова А.Ю. СЕКЦИЯ "Промышленный дизайн"
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.