Гоглева П.Г., Ефимова С.Г. СЕКЦИЯ "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

IX Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием "Дизайн XXI века"

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Post Reply
Кулешова А.И.
Posts: 218
Joined: 21 Apr 2010, 16:09

Гоглева П.Г., Ефимова С.Г. СЕКЦИЯ "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

Post by Кулешова А.И. »

УДК 5527

Гоглева П.Г., Ефимова С.Г., канд. филос. наук (Россия, г. Нижний Новгород, Нижегородский Государственный Архитектурно-строительный университет)
Gogleva P.G., Efimova S.G., Scientific adviser: Candidate of Philology Sciences (Nizhny Novgorod, Russia, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering)

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИЗАЙНЕ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗРИТЕЛЕЙ С ИСКУССТВОМ
THE INFLUENCE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN DESIGN ON THE AUDIENCE'S INTERACTION WITH ART


Аннотация: рассмотрено влияние интерактивных технологий в дизайне на изменение взаимодействия зрителей с искусством.
Annotation: the influence of interactive technologies in design on changing the interaction of viewers with art is considered.
Ключевые слова: интерактивные технологии, визуализация, виртуальная реальность, зрительское участие, дизайн, искусство.
Key words: interactive technologies, visualization, virtual reality, spectator participation, design, art.


Данная статья посвящена вопросу о том, как интерактивные технологии в дизайне влияют на взаимодействие зрителей с искусством. Сейчас используются возможности, которые предоставляют цифровые медиа, виртуальная и дополненная реальность, сенсорные технологии и другие интерактивные решения для создания более глубокого, вовлеченного и персонализированного опыта взаимодействия с искусством. Существуют примеры успешных художественных проектов и музейных экспозиций, использующих интерактивные технологии для расширения границ традиционного восприятия искусства и активизации зрительского участия в культурной жизни. Эти изменения делают художественный опыт более захватывающим, доступным и разнообразным, что открывает безграничные перспективы для дальнейшего развития искусства и дизайна.
Человек в далекой древности был единым целым с природой, но со временем его суть постепенно усложнялась, и помимо желания удовлетворить первичные потребности появилась необходимость в духовном развитии. В пространстве культуры, словно в интерактивном поле, человек имеет возможность использовать свой потенциал и иные возможности для собственного развития и развития окружающей действительности [1].
На сегодняшний день, самым значимым моментом в прогрессе информационных технологий является развитие и повсеместное внедрение принципов интерактивности. Интерактивные технологии не только влияют на саму структуру информации, но и меняют характер ее визуализации, открывают новый инструментарий для дизайнера [2]. Существует две технологии передачи информации и взаимодействия между источником и его адресатом. Если раньше в основном преобладала однонаправленная форма «монолога», то сейчас на передний план выходит «диалог», двусторонний тип. Появление подобных технологий преобразило весь современный дизайн. Так дизайнеры, подстраиваясь под современность, внедряют в свое творчество интерактивные инсталляции, использующие проекции, сенсоры и алгоритмы, позволяющие создавать динамические визуальные и звуковые среды, реагирующие на движения, голос или прикосновения зрителей. Объекты подобного плана погружают аудиторию в виртуальное пространство, тем самым как можно больше сокращая дистанцию между искусством и реципиентами, что способствует их активно-творческому участию.
Некоторые формы взаимодействия с искусством предполагают наличие индивидуальной направленности на зрителя, учитывая его особенности и предпочтения. Участник имеет возможность воздействовать на объект и в какой-то степени подстраивать его под себя. Так, в первую очередь, повышается спрос на объекты культурной среды. Все взаимодействие происходит не только благодаря цифровым технологиям, но и дизайнерским решениям. Без участия дизайнеров произведения искусства, выставки и экспозиции не имели бы интереса среди потребителей в современном мире.
В дизайне и искусстве XXI века ярко выражено внедрение современных технологий с целью усовершенствовать восприятие культурных элементов. К тому же эта тенденция с каждым годом все больше популяризируется. Одной из ключевых особенностей современного искусства, усиленной использованием интерактивных технологий, является способность погружать зрителя в новую реальность. Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) позволяют художникам создавать сложные миры, в которых зрители могут свободно передвигаться и взаимодействовать с объектами. Такие инсталляции не только переносят зрителя в другое измерение, но и требуют от него эмоционального и интеллектуального участия. Например, проект «The Tree of Life» от студии Marshmallow Laser Feast, где участники оказываются в центре леса, наблюдая за циклом жизни деревьев, создаёт мощный эффект присутствия и заставляет задуматься о взаимоотношениях человека и природы.
Сейчас можно наблюдать разнообразные примеры интерактивных выставок: от самых маленьких, до колоссальных масштабов. Например, весьма популярный «TeamLab Borderless» – музей световых инсталляций в Одайба, расположенный в Токио. TeamLab – это компания по производству контента, которая специализируется на сочетании цифровых технологий и искусства. Главная особенность этой инсталляции в том, что она разработана с учетом прогулки без намеченного маршрута. Пространство музея представляет собой множество комнат с уникальными артами. В одной из них сделан ряд завес из мелкодисперсных капель воды, на которые проецируются цветы, а также фигуры людей в китайских одеждах и фантазийных животных, играющих на барабанах. При этом удаётся придать объём проецируемым фигурам.
Для лучшего проникновения в пространство музея применяются эффекты в виде звуков, цветочных ароматов и дополнительных приборов. Например, инсталляция «Assemblance» от студии Umbrellium, где зрители управляют светом и звуком, основываясь на своих жестах, демонстрирует, как технология может адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого участника.
Несмотря на многочисленные преимущества, внедрение интерактивных технологий в искусство также порождает ряд сложностей. Одна из них связана с сохранением аутентичности оригинальных произведений. Переход в цифровой формат может изменить восприятие и смысл искусства, лишив его физической материальной основы. Ещё одна проблема касается коммерческого аспекта. Некоторые критики опасаются, что стремление к инновациям может привести к вытеснению содержания формой, когда технологии начнут затмевать собой саму суть произведения. Интерактивные платформы превращают искусство в товар, где ценность определяется виртуальной реальностью, а не содержанием. Это провоцирует «симуляцию культурного продукта», обесценивая художественную глубину. Сюжет же часто остается в стороне, отдавая первенство технологиям, вызывающим у посетителей большее внимание, связанное с эффектом новизны [4]. Кроме того, существует риск информационного и технологического перегруза. В этой ситуации цифровизация порабощает культурную среду, не оставляя никакой роли реальным произведениям искусства. Важный фактор – доступность интерактивного искусства для всех слоев населения, независимо от их возраста, физических возможностей или технических навыков. При создании интерактивных платформ, включая реальные творения, посредством улучшения их представления зрителю через технологии встает проблема авторских прав. Стираются границы авторства: иногда заслуги приписывают тем, кто работал над воплощением произведений искусства в новом виде. Технологии – это лишь инструменты, и их использование должно быть осмысленным и оправданным. Необходимо критически оценивать возможности применения технологий в искусстве и дизайне.
Таким образом, интерактивные технологии в дизайне оказывают глубокое воздействие на диалог зрителей с искусством, преобразовывая привычный опыт восприятия. Эти технологии не только расширяют границы традиционного искусства, но и создают принципиально новые формы взаимодействия, делая зрителей активными участниками процесса.
Наряду с этим, новые технологии способствуют развитию глубоких социальных и культурных связей и платформы для совместного творчества и обмена идеями. Это объединяет зрителей и художников, создавая новые формы коллаборации и диалога. Дизайн XXI века, используя интерактивные технологии, формирует новое пространство для искусства, где зритель не только воспринимает, но и создает. Это взаимодействие ведет к более глубокому пониманию и принятию искусства, что делает его более доступным, актуальным для современной аудитории и способным адаптироваться к изменяющемуся миру и потребностям своего зрителя. Однако для сохранения ценности искусства важно, чтобы технологии оставались средством выражения, а не самоцелью.

Библиографический список

1. Астанская, А. М. Интерактивность в культурном пространстве как способ привлечения аудитории / А. М. Астанская // ТРУДЫ СПБГИК. – 2015. – №. – С. 121-131. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inter ... -auditorii (дата обращения: 21.03.2025).
2. Золотарев, Д. А., Белько, Т. В. Интерактивные технологии в дизайне как инструмент качественного изменения информации / Д. А. Золотарев, Т. В. Белько // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – №2-2. – С. 477-480. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inter ... nformatsii (дата обращения: 09.03.2025).
3. Набиуллин, А. Ф., Шакиров, А. С., Мухтов, И. Г. Проблемы внедрения стационарных интерактивных мультимедиа систем в музейные экспозиции. Риски и решения / А. Ф. Набиуллин, А. С. Шакиров, И. Г. Мухтов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2018. – №31. – С. 235-243. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/probl ... -resheniya (дата обращения: 21.03.2025).
4. Древо жизни [сайт]. – URL: https://www.thetreeof.life/ (дата обращения: 29.03.2025).
5. TeamLab [сайт]. – URL: https://www.teamlab.art/e/tokyo/ (дата обращения: 29.03.2025).
Post Reply

Return to “Дизайн XXI века”