Доклад С.В. Коробковой (г. Тула) / S.V. Korobkova (Russia)

3-я научно-практическая интернет-конференция с международным участием

Moderator: Irina Tivyaeva

Locked
Irina Tivyaeva
Posts: 167
Joined: 01 Dec 2011, 12:53

Доклад С.В. Коробковой (г. Тула) / S.V. Korobkova (Russia)

Post by Irina Tivyaeva »

УДК 81-23

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ В РЕЧИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЭКСЦЕНТРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

С.В. Коробкова

Человек — это социальное существо, нормальная жизнедеятельность которого обеспечивается посредством общения. Общение осуществляется с помощью разнообразных средств, основным среди которых является речь, отличающая человека от других живых существ. Для того, чтобы процесс и, главное, результат общения были эффективными (то есть сообщения одного участника оказались неискаженно полученными, воспринятыми, декодированными и понятыми другим участником общения), необходимо знание языка, по законам которого строится речь говорящего и становится возможным понимание сказанного слушающим.
Язык формирует языковую, пропозитивную и дискурсную картины мира [2]. Языковая картина мира объективна. Она существует внутри самого языка и представляет собой «язык как содержащий в себе собственное отражение мира», а за номинациями языковой картины мира стоят значения, «распределенные по разным типам семантики» [2].
Пропозитивная и дискурсная картина мира формируют непосредственно концептуальную картину мира, субъективную и неповторимую для каждого отдельного индивида. Пропозитивная, или сужденческая, картина мира выражает концепты в суждениях, способных отражать «свойства предметов через предикативное приписывание субъекту его признака». Дискурсная картина мира складывается через диктемы из пропозем-суждений, отражает «совокупное представление человека о мире» и своем месте в нем и определяет формирование личности человека [2].
Реализация концептуальной картины мира человека происходит в речи, особенности которой обусловлены национальной спецификой языковой картины мира [3]. Реализация языковой картины мира в речи, а именно выбор тех или иных номинаций и соответствующих им значений, связана со спецификой концептуальной картины мира, а также определяется особенностями языковой личности говорящего.
Языковая личность представляет собой совокупность свойств личности как носителя идиолекта, а эксцентричная языковая личность — совокупность таких свойств личности как носителя идиолекта, которые составляют контраст с общепринятой нормой и сознательно или бессознательно направлены на вызывание положительных или отрицательных эмоций (эффекта восхищения, комизма или неодобрения) у слушающих.
Реализация концептуальной картины мира эксцентричной языковой личности происходит в диктеме — единице одного из высших уровней языковой системы [1], на предыдущей ступени перед которой находится предложение, а на высшей — только текст. Диктема характеризуется четырьмя аспектами речи: номинацией, предикацией, стилизацией и тематизацией.
Приведем пример диктемы из эксцентричной речи героя романа Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Холдена Колфилда:
«Boy, did she hit the ceiling when I said that. I know I shouldn't've said it, and I probably wouldn't've ordinarily, but she was depressing the hell out of me. Usually I never say crude things like that to girls. Boy, did she hit the ceiling. I apologized like a madman, but she wouldn't accept my apology. She was even crying. Which scared me a little bit, because I was a little afraid she'd go home and tell her father I called her a pain in the ass. Her father was one of those big silent bastards, and he wasn't too crazy about me anyhow. He once told old Sally I was too goddam noisy».
Во-первых, данная диктема составляет контраст с «нормальной» диктемой из речи подростка, рассказывающего о своем свидании с девушкой, с точки зрения всех четырех речевых аспектов диктемы:
- номинация: использование разговорной и просторечной (или сниженной) лексики (to get angry – to hit the ceiling, depressing me a lot – depressing the hell out of me; to call a difficult person – to call a pain in the ass, etc.);
- предикация: данная ситуация относится не только к описанию реальной действительности, но и сфере фантазии и субъективных размышлений героя;
- стилизация: данная диктема представляет собой фрагмент рассказа не среднестатистического, а «слишком взрослого» подростка, о чем свидетельствует употребление таких слов, как the hell out of me, ass, bastard, goddamn;
- тематизация: несмотря на то, что вся диктема посвящена одной теме - «неудача во время свидания», три предыдущие компонента, раскрывающие эту тему, делают ее контрастной по сравнению c речью обычного подростка.
Эти четыре эксцентричные способа раскрытия компонентов диктемы, использованные героем явно бессознательно, вызывают у читателя/слушателя эффект комизма и в целом положительные эмоции от прочитанного/услышанного.
Таким образом, подводя итоги, отметим, что реализация концептуальной картины мира эксцентричной языковой личности происходит в диктеме, которая составляет контраст с диктемой из речи «нормальной языковой личности» и сознательно или бессознательно направлена на вызывание различных эмоций у слушателей.

Список литературы

1. Блох М.Я. Диктема в уровневой системе языка // Вопросы языкознания. 2000. № 4. С. 56- 67.
2. Блох М.Я. Проблема понятий концепта и картины мира в философии языка // Преподаватель XXI век. М.: Прометей. 2007. № 1. с.101-105.
3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008. 264 с.

Источники исследования

1. Salinger, J.D. The Catcher in the Rye. London: Penguin Books, 2010.

Коробкова Светлана Владимировна, аспирант, sveta.korobkova.23.11@yandex.ru, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия

PECULIARITIES OF SPEECH REALIZATION OF A CONCEPTUAL WORLDVIEW OF AN ECCENTRIC LINGUISTIC IDENTITY

S.V. Korobkova

Abstract
The article is devoted to the studying of the problem of a worldview of an eccentric linguistic identity. The author singles out two primary types of a worldview which are a conceptual worldview and a linguistic worldview. The realization of a conceptual worldview depends on the features of a linguistic identity. A dicteme is a unit of a language system which is responsible for the realization of a conceptual worldview of an eccentric linguistic identity and, in speech of an eccentric linguistic identity, is perceived as a unit in a sharp contrast with a normal dicteme and a unit intentionally or unintentionally provoking strong positive or negative reactions.

Svetlana Vladimirovna Korobkova, postgraduate student, sveta.korobkova.23.11@yandex.ru, Tula State L.N. Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia
Locked

Return to “Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактические аспекты профессиональной подготовки переводчиков/3rd International Virtual Linguistics and Translators Training Conference”