Секция "Промышленный дизайн". Кошелева А.А. (г.Тула)

II Международная заочная научно-практическая интернет-конференция

Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.

Locked
Королева С.В.
Posts: 315
Joined: 11 Mar 2013, 11:00

Секция "Промышленный дизайн". Кошелева А.А. (г.Тула)

Post by Королева С.В. »

УДК 378.14 УДК 74
Кошелева А.А.(Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СЮЖЕТНОГО ШРИФТА СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН»

Представлены методические рекомендации к проектированию сюжетного шрифта, а также опыт разработки шрифта на специализации «Промышленный дизайн» в ТулГУ.

«Мы не представляем себе современную культуру без шрифта. Широкий размах и темп нашей жизни требует от искусства шрифта богатства и разнообразия», - писал художник В. Тоотс. Умение работать со шрифтами является важной составляющей профессиональной деятельности дизайнера.
Учебный план специализации «Промышленный дизайн» предусматривает изучение и практическое применение студентами шрифтовых композиций в рамках выполнения заданий по целому ряду дисциплин, в т.ч. «Проектирование в промышленном дизайне», «Алфавиты в промышленном дизайне» и др. И это не случайно. Шрифтовое искусство имеет прикладной характер. Дизайнер должен владеть искусством применять шрифты, уместные в том или ином случае, создавать новые шрифты, максимально отражающие его замысел, идею проекта.
Шрифт является средством визуализации вербальной информации. Выполняя одновременно утилитарную и эстетическую функции, шрифт имеет предметное и экспрессивно-смысловое значении. Шрифт с одной стороны обозначает предметы, явления буквенным знаком. С другой стороны шрифт зримыми образами предметов передает чувства, представления, эмоции. При этом шрифт является отражением эстетики своего времени. Шрифт способен активизировать процесс воздействия рекламно-информационной продукции. Промышленная графика призвана привлечь внимание потенциального потребителя.
Достаточно важным представляется выработка студентами умения создавать новые шрифты, обладающие образностью, выразительностью. Поэтому на практических занятиях по дисциплине «Алфавиты в промышленном дизайне» целесообразным является выполнение упражнений по разработке шрифтовых композиций на заданную тему. Одно из заданий - проектирование сюжетного шрифта с использованием элементов предметного мира. Это могут быть светильники, часы, канцтовары, ручные инструменты, элементы мебели и т.д. Список неограничен. Важно не просто создать узнаваемые буквы, а разработать оригинальный шрифт, характеризующийся стилевым единством, образностью. Учитывается графическое мастерство выполнения, умение студентами грамотно задавать гармонические декоративно-тональные градации.
Основные этапы работы над шрифтом включают: сбор информации, знакомство с имеющимися сюжетными шрифтами, изучение особенностей работы с предметными шрифтами, поиск эскиза-идеи, вариантное проектирование, формулировка основной проектной концепции, уточнение общего графического решения, проработка начертания букв и общей шрифтовой композиции, графическое исполнение работы.
В приложении приведены шрифты, разработанные студентами ТулГУ.
При разработке предметного шрифта, как и любой шрифтовой композиции, одним из основных требований является обеспечение удобочитаемости. Это не просто общая оценка узнаваемости, это показатель эстетической и эргономической ценности. На удобочитаемость влияют: форма и конфигурация шрифтовых знаков (рисунок шрифта, пропорциональность, соотношение ширины знака и его высоты, ритм формы); размер, насыщенность, цвет; шрифтовая композиция (длина строки или ширина шрифтового поля, пространство вокруг шрифтового поля, расстояние между строками, форма строк, ритм строки и композиции текста, цветовое решение); контраст цвета шрифта к цвету фона, фактура, качество выполнения; ясность шрифта (узнаваемость знаков, их дифференцированность, простота или сложность форм). Удобочитаемость активизирует или тормозит восприятие, способствует эмоционально-положительному отношению зрителя к тексту, формированию готовности к чтению, восприятию проекта, предопределяет ожидания зрителя. Умение обеспечивать удобочитаемость является основой профессиональной грамоты в области шрифтового искусства.
Одним из главных компонентов при разработке сюжетного шрифта является идея, замысел автора. С помощью художественных средств можно усилить эмоциональное воздействие на человека.
«Образ шрифта — это тоже мысль, только выраженная художественными специфическими средствами», - писал С. Б. Телингатер.
Важно создать обобщающий образ предмета. Не стремиться к копированию, точному изображению изделия, а выявить основные компоненты, обеспечивающие узнавание выбранного образа. Этой идее подчинена организация всего строя, внутренней логики композиции. Студенты ищут образную форму выражения сущности предмета. Хотя не исключаются прямые связи и конкретный образ при предметно-тематическом изображении.
При создании предметного шрифта в качестве объекта художественного отражения берется реальный предмет или фрагмент изделия.
За основу графического решения берется графема как минимальная структурная единица письменного знака.
Задача студента – создать в той или иной степени обобщенный образ предмета. При создании простой графической формы ставится и более сложная задача – разработанный шрифт должен вызвать определенные ассоциативные представления.
Следует помнить, что ассоциативно-смысловая нагрузка в шрифте воспринимаются зрителем на основе тех или иных традиций, ассоциаций, сравнений, связей. Действие традиционно-смысловых элементов проявляется и в предмете-основе шрифта, и в его рисунке, цвете, контрастности и рельефности. Предмет-основа, следовательно, и шрифтовая композиция в целом, несут в себе формальные признаки той или иной эпохи.
Определенные ассоциации можно «подсказать» правильным выбором фона шрифтовой композиции.
Достаточно удачным является использование нескольких предметов при создании графем, отличающихся по «весовым» характеристикам, материалу, тектонике и т.п. Важен выбор главных тематических связей между составляющими элементами и формы их выражения. Возможно противопоставление по тону, фактуре, площади цветового пятна, насыщенности и др.
Определенную сложность может представлять выбор ведущего изобразительного элемента в композиции.
К акцентирующим средствам традиционно можно отнести: выделение элементов букв размером, начертанием, цветом, фактурой и т.д.
Графически грамотное изображение фактур позволяет имитировать различные материалы реальных изделий: дерево, металл, стекло.
При выполнении данного задания студенты могут проектировать шрифты плоскостные или рельефные, объемные, создавать плоскостные или пространственные композиции.
Прорабатываются пропорции букв, их насыщенность, движение, ритмическое построение буквы в отдельности и композиции в целом.
Следует рассмотреть разные вариации пропорций букв в зависимости от их ритмических сочетаний и фактурной напряженности.
Известный немецкий художник Альберт Капр писал: "Искусство шрифта - это в первую очередь искусство пропорции. Напряженность и гармония, симметрия и асимметрия, ритм формы и контрформы, единство индивидуального и всеобщего - при работе над шрифтом приходится учитывать множество противоположностей".
Ритм создается гармоничным чередованием пятен букв и межбуквенных пробелов, продуманным расположением строк, пропорциональностью (как геометрической, так и оптической) буквенных знаков, шрифтовых полей, композиции в целом. Это позволяет говорить о гармоничности всего линейно-пространственного строя. Нарушение ритма влечет впечатление дробности, случайности, потери целостности шрифтовой композиции.
Композиционное равновесие зависит также от распределения тональных масс. Варьируя весомость тональных пятен, их пропорции, площадь, насыщенность, следует стремиться достичь ощущения гармоничной композиции.
При построении букв используются известные приемы композиции: симметрия и асимметрия, статика и динамика, контраст и нюанс, и т.п.
Важной задачей является нахождение правильного пространственного и масштабного соотношения всех элементов.
Одним из принципов композиционного формообразования является принцип тектоничности.
Любое изображение имеет центр тяжести. Интуитивное чувство равновесия, который обладает каждый человек, его зрительный анализатор, опирается на вес, расположение и направление каждого из составляющих букву элементов или предметов. Вес можно увеличить размером, распределением масс, а также тоном, делая его более насыщенным, темным. При этом учитываем оптические иллюзии, возникающие при делении человеком вертикалей, горизонталей, восприятии линий разной направленности и толщины и т.д.
Изобразительный элемент при отклонении его контура от вертикали или горизонтали (даже незначительном), испытывает тяготение в соответствущем направлении. Создается «силовое поле», влияющее на восприятие композиции и суждение о равновесии.
Дополнительным средством, подчеркивающим замысел автора, является цвет или сочетание цветов.
Рекомендуемые сочетания: двухцветное однотонное, двухцветное контрастное, трехцветное однотонное, трехцветное однотонно-контрастное.
Возможны противопоставления цветов: контрастный - нюансный, яркий - бледный, теплый - холодный, светлый – темный. Подобные контрасты образуют полярные психосубъективные впечатления: громкий - тихий, радостный - грустный, возбужденный - спокойный, удаленный - приближенный.
Безусловно, использование предметов в качестве основы для созданий шрифта при выполнении данного задания накладывает определенные ограничения на выбор цвета, иногда диктует нам определенное цветовое и фактурное решение. Использование того или иного цвета создает определенные сложности, что связано также с большой ролью субъективности при применении цветов и цветовых гамм. Различные группы потребителей неоднозначно трактуют цвет, на восприятие цветов и цветовых сочетаний влияют культурологические, географические, религиозные факторы. Поэтому следует учитывать общечеловеческие и историко-культурные традиции в использовании цветов, а также некоторые национальные, временные ассоциации.
Графическое исполнение должно быть ясным, соответствовать теме. Эскизирование ведется карандашом, фломастером, пером и т.д. Для чистового варианта используется отмывка, аэрография, а также тушь, гуашь, акварель. Возможно использование черно-белой и цветной компьютерной графики. Следует помнить, что наилучший результат получается, если эскизирование ведется теми же средствами, что и окончательная подача. Иначе, при переходе от одного материала к другому меняются тональные массы, тектоника и др.
Критерии оценки разработанного шрифта включают как типичны требования, предъявляемые к любой шрифтовой композиции: гармоничность, композиция в листе, выверенность пропорционального строя, цветовое решение, так и требования, обязательные при разработке сюжетного шрифта: образность, ассоциативность, оригинальность, выразительность и др.
При выполнении данного задания развивается чувство пропорции, равновесия, ритма, цветовой гармонии, происходит дальнейшее становление руки, умения свободно владеть техникой письма. Сюжетный шрифт содержит большие потенциальные возможности в части развития эстетического чувства будущих дизайнеров.
Attachments
Сюжетный шрифт, разработанный студентами ТулГУ
Сюжетный шрифт, разработанный студентами ТулГУ
сюжетный шрифт3.JPG (1.03 MiB) Viewed 1539 times
Сюжетный шрифт, разработанный студентами ТулГУ
Сюжетный шрифт, разработанный студентами ТулГУ
сюжетный шрифт2.JPG (435.91 KiB) Viewed 1539 times
Сюжетный шрифт, разработанный студентами ТулГУ
Сюжетный шрифт, разработанный студентами ТулГУ
сюжетный шрифт1.JPG (1.7 MiB) Viewed 1539 times
Locked

Return to “«Теоретические и методологические основы дизайна»”