УДК 378.14 УДК 74
Кошелева А.А., Поздова Т.В. (Россия, г. Тула, Тульский государственный университет)
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦРИСУНОК»
Представлены основы развития проектного мышления студентов направления «Дизайн» при выполнении учебных заданий по дисциплине «Спецрисунок».
Формирование и развитие художественного проектного мышления является важнейшей задачей обучения будущих дизайнеров. Именно на решение данной проблемы направлены основные образовательные технологии, используемые в профессиональной подготовке дизайнеров. Существенная роль отводится новому курсу, включенному в новый учебный план по направлению 072500 «Дизайн», - спецрисунку.
Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по назначению, технике, методам рисования, по темам, жанрам, характеру: графический, светотеневой, конструктивный, декоративный, технический, академический, живописный и т.д. «Спецрисунок» – обобщающий термин, которым обозначают всю совокупность графических средств, фиксирующих реализацию проектного замысла в проектной технике.
Известно, что каждый этап проектирования требует своего графического языка, обусловленного особенностью проекта, совокупностью исходных данных, а также авторским замыслом, субъективными чертами почерка разработчика.
Целью освоения дисциплины является знакомство студентов на практике с основными типологиями модельно-графических средств, присущих процессу дизайн-проектирования.
Основные художественные средства – рисунок, цвет, пластика, светотень. Студентов надо научить использовать разнообразные изобразительные средства и навыки графической работы, наглядно моделировать любые проектные ситуации и фиксировать проектную мысль на всех этапах творческого процесса проектирования. Необходимость такого подхода очевидна, так как в дизайне, как учебном, так и профессиональном, проектная графика должна на каждой стадии проекта содержать необходимую информацию, быть выражена доступным для восприятия графическим языком.
Основное содержание разделов дисциплины: линия как художественно-выразительное средство для конструктивного изображения предметов, художественно-выразительные средства штриховой графики, зарисовки предметов в разных материалах, классические техники станковой графики, гравюра, основные принципы гравирования, организация черного, белого и серого на листе, изображение движения в гравюре, светотень, приемы показа объема гравированием, офорт, монотипия и другие виды печати.
В ходе выполнения учебных упражнений студенты знакомятся с основными типологиями модельно-графических средств и проектно-графических приёмов, присущих учебному и творческому процессу дизайн-проектирования.
В основе художественного изображения лежит рисунок. Традиционный рисунок является начальным этапом работы студентов. Рисунок – «фундамент языка художественного проектирования». Необходимо тщательно выявить объемно-пространственное строение, светотень и пр. Провести анализ организации объема в пространстве, формирование конструкции, тектоники, целостности композиции, гармоничного или дисгармоничного расположения отдельных элементов в общей структуре.
На следующем этапе ставится задача научить студентов методически грамотно использовать разнообразные проектно-графические приемы и изобразительные средства проектной графики. Преобразование предметной реальности позволяет формировать проектное мышление у студентов. На рисунках, приведенных в приложении, представлены работы студентов гр. 820611г ТулГУ.
В программу дисциплины необходимо включить рисунки геометрических фигур (группы геометрических фигур):
- в виде пятна с одним общим контуром. Ставится задача закомпоновать пятно в заданном формате. Это помогает определиться с количественным отношением массы фигур и фона;
- инверсия предыдущего рисунка. Подобный способ позволяет почувствовать разницу массы пятна фигур и фона, которая возникает при изменении тональных отношений. Упражнение дает возможность ощутить зависимость компоновочного решения от тонального взаимоотношения объектов. Очевидным становиться влияние контрформы на восприятие изображения;
- изображение с применением сложной текстуры. Упражнение придает изображению определенную декоративность и условность;
- рисунок с делением на зоны света, полутени, тени, блика, рефлекса и падающей тени, с четким определением тональных отношений между ними;
- тональное изображение группы геометрических фигур с двумя источниками освещения;
- сверхконтрастное изображение, в котором при котором форму предметов четко определяют тени.
Одним из основных художественных средств является линия. Начертание линии определяется инструментом, материалом, навыками и приемами работы. Линия может быть прямая, ломаная или волнистая, горизонтальная, вертикальная или наклонная, толстая или тонкая, прерывистая или непрерывная. Каждая из линий несет определенную информацию, создает ощущение покоя или динамики, легкости или тяжести.
Штрихи и пятна позволяют создать тональные и светотеневые эффекты. Студенты уясняют также такие понятия, как поверхность, тело, пространство, освещение.
Осваиваются способы работы в различных техниках: перо, кисть, тушь, уголь, сангина, соус, мелки, пастель и т.д. Рекомендуется включать задания с использованием коллажа (аппликации), аэрографии и др.
Использование различных техник на занятиях по «Спецрисунку» представляется достаточно важным. Различные выразительны графические средства и их сочетания должны передать объемно-пластические и свойства объектов и среды. Применение разнообразных художественных средств позволяет развить художественную культуру проектного сознания.
При работе акварелью рекомендуется применять монохромно-тональный прием, использовать один – три цвета.
На этапе эскизирования часто используют уголь. При этом применяют разные способы растирки, добиваясь нужного эффекта. Уголь обладает большим тональным диапазоном. При работе углем рекомендуется использовать шероховатую зернистую бумагу, мундштучную бумагу или обычную чертежную, предварительно обработанную наждаком. Допускается сочетание угля с другими материалами: пастелью, мелом, сангиной, акварелью.
Одним из популярных материалов является сангина. Однако она требует определенных навыков и опыта. Часто сангину сочетают с другими материалами, например, с углем, мелом, работают на ватмане, картоне, тонированных бумагах.
При использовании пастели цвета не смешиваются. Они дополняют друг друга, создают богатые цветовые гаммы.
Возможно применение соуса («сухого» и «мокрого»), характеризующегося большими возможностями и разнообразием технических приемов. Соус глубокий по тону, имеет широкий тональный диапазон. Рисунки, выполненные сухим соусом, можно слегка фиксировать. Следует помнить, что при интенсивном фиксировании нарушаются тональные отношения. Мокрым соусом работают на плотной бумаге. Сочетание соуса с другими техниками позволяет обогатить рисунок.
Работы, выполненные в данных техниках, как правило, требуют последующей фиксации (уголь, сангина), иногда требуют предварительной обработки бумаги (например, уголь).
Графическая техника коллажа привлекает возможностью создания выразительных эмоциональных образов. Применяют вырезки из газет, журналов, задавая определенные декоративно-тональные градации.
На практике осваиваются средства композиции: симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм, метр, цвет и фактура, светотень, пропорции, масштабность и т.д.
Композицию геометрических тел необходимо рассмотреть в нескольких аспектах: композиционном, тектоническом, изобразительном, эмоциональном. Все они связаны между собой, но их роль на разных стадиях работы меняется: уменьшается изобразительность, которая начинает все больше подчиняться конструктивным требованиям, усиливается требование выразительности форм. Такие рисунки несут различную эстетическую и смысловую нагрузку. Проектная деятельность представляет собой преобразование одной модели в другую.
Студенты работаю с разными материалами и инструментами, знакомясь и вырабатывая навыки и умения работать с данными материалами, выявляя на практике их художественные возможности.
Такое задание открывает возможности не только раскрытия замысла автора, а многократного развития альтернативных проектных идей.
Свобода создания новых образов, отход от тематической, жанровой специализации позволяет формировать индивидуальность и собственное лицо будущего дизайнера.
Освоение дисциплины «Спецрисунок» позволяет студентам на высоком уровне выполнять учебные и профес
Секция "Графический дизайн". Кошелева А.А., Поздова Т.В.
Moderators: Кулешова А.И., Королева С.В.
-
- Posts: 315
- Joined: 11 Mar 2013, 11:00
Секция "Графический дизайн". Кошелева А.А., Поздова Т.В.
- Attachments
-
- работы студентов гр. 820611г
- рис820611_6.jpg (396.6 KiB) Viewed 2787 times
-
- работы студентов гр. 820611г
- рис820611_5.jpg (347.28 KiB) Viewed 2787 times
-
- работы студентов гр. 820611г
- рис820611_4.jpg (383.53 KiB) Viewed 2787 times
-
- работы студентов гр. 820611г
- рис820611_3.jpg (242.83 KiB) Viewed 2787 times
-
- работы студентов гр. 820611г
- рис820611_2.jpg (384.85 KiB) Viewed 2787 times
-
- работы студентов гр. 820611г
- рис820611_1.jpg (571.61 KiB) Viewed 2788 times
-
- Posts: 3
- Joined: 08 May 2013, 10:24
Re: Секция "Графический дизайн". Кошелева А.А., Поздова Т.В.
На каком курсе Вы рекомендуете включать данные задания в рабочую программу?
-
- Posts: 1
- Joined: 08 May 2013, 10:09
Re: Секция "Графический дизайн". Кошелева А.А., Поздова Т.В.
В Тульском государственном университете выполнение данного задания предусмотрено на первом курсе. Это первые упражнения, которые студенты направления 072500 "Дизайн" (профиль "Графический дизайн") выполняют в рамках дисциплины "Спецрисунок".